Венецианский купец. Режиссер - Майкл Редфорд. Англо-американский фильм по Шекспиру. Вот ведь снимают они кино по своей классике, не смущаются, что, дескать, залы не соберут. И хорошо снимают. У нас это дело фактически прекратили.
Редфорд - режиссер английский, снимал в Венеции, кропотливо сблюдал внешние приметы республики XVI века - и каналы с гондолами, и проститутки с обнаженными сиськами - так оно и было, Синьория приказала шлюхам обнажать грудь, так как в Венеции шла борьба с педерастами, а педики тоже норовили подзаработать на панели, время было распущенное, бисексуальное.
Сами проститутки выступили против конкуренции со сторон педрил, а они были весьма влиятельны и вполне легальны, на всю Европу славились, монархи специально приезжали "пообщаться" с венецианскими блядями.
"Венецианский купец" - самая амбивалентная из комедий Шекспира. В общем-то, она и не комедия, роль еврея Шейлока, безусловно, задумывалась как сугубо комическая, но изначально не стала таковой. Достаточно почитать оригинал, там уже всё есть - и драматизм до трагизма, и вся сложность натуры этого ростовщика
Есть в "Купце" и шедевры шекспировской поэзии:
The man that hath no music in himelf
Nor is not moved with concord of sweet sounds
Is fit for treasons, stratagems and spoils
The motions of his spirit is dull as night
And his affections dark as Еrebus etc
Один из лучших Ренессансных гимнов красоте мироздания
Фильм тонкий, стильный, со вкусом и душой, тоже не комедия, а совсем драма. Потрясающий Шейлок - Аль Пачино, не природный злодей, но жизнь довела и заставила, как говорится. Он не одномерный, его и жаль, и он бывает страшен - когда точит здоровенный мясницкий нож и хладнокровно готовится вырезать кусок мяса из груди Антонио, которого привязывают к креслу. Это, кстати, самая сильная сцена, кульминация фильма.
Шейлок ненавидит венецианских прожигателей жизни, и есть за что, но только не Антонио - он самый из них порядочный и приличный.
Его играет Джереми Айронс, и опять бедняге не удалось избежать перверзий, заданных на сей раз не автором, как в Лолите (где он играет педофила Гумберта), а режиссером. Антонио любит Бассанио, страстной неразделенной любовью, хотя и не выпячивает свою гомосексуальность (что оправдано исторически, в Венеции с этим делом боролись, как я уже выше заметил).
Нынешняя политкорректность шлет привет ренессансной двуствольности, хотя Айронс работает тонко, без пошлости.
Да все актеры хороши, только я их совсем не знаю.
Забавно, что часом позже по Первому каналу шла осовремененная Ромео и Джульетта с Ди Каприо, но два шекспировских фильма подряд я не осилил. Второй - как-нибудь в другой раз посмотрю