Paul Leonard Newman. 1925 - 2008. Пол Ньюмен или, как у нас любят писать, Ньюман. Дальше должны последовать многочисленные восторженные эпитеты, но вы и сами их все знаете. Актер с самой большой буквы, какая только может быть. И еще Режиссер, снявший два мощных, тонких, умных психологических фильма по двум труднейшим пьесам Теннесси Уильямса и Пола Зиндела. Вот такой разнообразно одаренный человек.
Начнем с актерской ипостаси.
Цвет денег
You can watch this video on www.livejournal.com
Афера
Кошка на раскаленной крыше
Click to view
Парижский блюз
Click to view
Hollywood Mysteries #51 - Paul Newman, The Golden Boy
Click to view
Его фильмы
The Glass Menagerie (1987 film). Стеклянный зверинец
Режиссер Пол Ньюмен. Тонкая работа, великолепный актер, он и режиссером был одаренным. Этот фильм, как и любой фильм по этой пьесе Теннесси Уильямса, по сути телеспектакль, он очень камерный, весь снят в интерьерах, что не мешает его увлекательности. Уж очень яркая тут "жизнь человеческого духа", извините за штамп. Постановка абсолютно мхатовско-чеховская, на нюансах, со звуками за сценой (но не сверчки, а музыка в соседнем мюзик-холле), Станиславскому бы понравилась, я думаю.
Хотя он вряд ли одобрил бы превращение одного из героев, Тома Уингфилда, в ведущего резонёра, типа "от автора". Он как бы вспоминает эпизоды из своей молодости.
В его роли Джон Малкович, актер умный и тонкий, психологически изощренный, да там все такие, и не столь хорошо известные мне Джоан Вудворд, Карен Аллен, и совсем неизвестный Джеймс Нотон, но он ничуть не уступает другим. В общем, Ньюмен выстроил превосходный ансамбль, где важна каждая мелочь, любое движение, взгляд, жест, тем более тест и интонация.
Раньше я посмотрел фильм 1973 года, который снял Энтони Харви. Решительно не могу предпочесть ни одну из версий, оба фильма очень хорошие, достойные этой замечательной пьесы.
You can watch this video on www.livejournal.com
The Effect of Gamma Rays on Man-in-the-Moon Marigolds. Влияние гамма-лучей...
По пьесе Пола Зиндела, популярной в 70-е годы прошлого века, ее и у нас ставили под названием "Влияние гамма-лучей на бледно-зеленые ноготки". Еще иногда переводят как "маргаритки". Да какая разница...
Как бывает проза поэта, так и актерская режиссура. Вчера я с такой столкнулся, когда смотрел фильм Сергея Никоненко, который хотя и снял 16 фильмов, режиссером так и не стал. А вот Пола Ньюмена это не касается, он хотя и мало фильмов снял, был настоящим режиссером, правда, с театральным уклоном. Но в данном фильме (как и в "Стеклянном зверинце") это смотрится естественно, так как в основе его лежит пьеса. Очень хорошая пьеса, только очень мрачная, истинная драма, никоим образом не мелодрама, написанная в русле стилистики Теннесси Уильямса (по беспросветности и безысходности они могли бы соревноваться), но абсолютно самостоятельная.
Ньюмен очень точно ее воплотил, особенно благодаря Джоан Вудворд (его жене), пронзительно исполнившей главную роль Беатрис, полубезумной женщины-неудачницы, которая тянет на себе двух дочерей, причем если младшая талантливая, старательная и тихая, проводит биологические опыты (нал ноготками или маргаритками, один хрен) и выигрывающая школьный конкурс, то старшая со сложным характером, наглая и капризная, да вдобавок больная эпилепсией.
В результате между ней и матерью возникает конфликт, из которого не видно выхода, да и будущее младшей дочки под большим вопросом при такой психованной матери (она придушивает, например, белого кролика, которого учитель биологии дал дочке для опытов), и нет никакого просвета, ни намека на "свет в конце туннеля", что так нетипично для американского кино, однако Ньюмену были интересны именно такие драматические повороты.
Я считаю, что этот фильм Ньюмена даже посильнее, чем его же "Стеклянный зверинец", он жестче и четче. Отличная работа.
You can watch this video on www.livejournal.com
Завершу банальностью, уж извините: хотя Пол Ньюмене ушел из жизни, он остается с нами и как актер, и как режиссер.