Дэвид Гриффит - 150

Jan 22, 2025 19:00



David Llewelyn Wark "D. W." Griffith. 1875 - 1948.
Хочу повторить главное: Гриффит - один из создателей, творцов, демиургов того, что мы называем искусством кинематографа. Наравне с Эйзенштейном, но тот не столько порождал, сколько развивал. Возможно, кого-то еще можно назвать, но Гриффит в любом случае - ПЕРВЫЙ.
Я видел четыре его картины, о трех из них тут написал, четвертый - Нетерпимость - Intolerance: Love's Struggle Throughout the Ages - никак не решусь пересмотреть, ведь четыре часа - не шутка.
Ну и небольшой дайджест.
Here it is

The Birth of a Nation. Рождение нации



Эпопея, шедевр, фильм, берущий за душу.
Сегодня в США за его просмотр пока еще не дают "двушечку" (это еще будет), но "прогрессивная" общественность способна так пригвоздить к позорному столбу, что хуже всякого суда. Элементарно затравит и лишит всех средств к существованию. Они много лет добивались соблюдения своих прав только ради того, чтобы агрессивно подавлять права инакомыслящих. Обычное дело, к сожалению...

Фильм, в общем, снят с позиции Юга в Гражданской войне, хотя Линкольн выведен как положительный герой, сторонник умеренной политики без подавления побежденных южан. Но это фильм НЕ исторический, даже квази-исторический. Главные политические персонажи Стоунмен и Сайлас Линч - вымышленные фигуры, плюс романтическая легенда о происхождении Ку-Клукс-Клана, эдаких "неуловимых мстителей", а в финале спасителей нации, якобы рождавшейся в муках Гражданской войны. К историческим фактам это имеет слабое отношение.
Хотя - фильм пророческий. Многое из того, что там показано как якобы происходившее на побежденном Юге в период Реконструкции, именно сегодня происходит. Другое дело, что никакая нация из того противостояния так и не родилась. Невозможно появление "новой общности" нигде и никогда, ни мифического "советского народа", ни такого же фантастического "американского". Такова реальность.
Ну а кинематографическое полотно Гриффита просто потрясает. Тут другие слова были бы неуместны. Ей-богу, честно говоря, до таких высот американское кино впоследствии больше не поднималось.
И хочу еще заметить, что в игре актеров нет ни капли аффектированности, чрезмерности, выпученных глаз, излишне энергичных жестов, они все как будто не в немом, а в обычном, привычном, современном, только черно-белом кино играют.
Велик был Гриффит!

image You can watch this video on www.livejournal.com



Broken Blossoms. Сломанные побеги



Полное название - Broken Blossoms or The Yellow Man and the Girl. Режиссер - Дэвид Уорк Гриффит. Фильм лирический, а не эпический. И он меня потряс и поразил.
Гриффит - это один из тех, кто создал, сотворил кинематограф как искусство (а не просто набор технических приемов). И этим фильмом он, по-моему, даже больше и дальше продвинул вид искусства, чем своими киноэпопеями.
Это могла бы быть мелодрама. Есть громила-боксер, его дочь, хрупкая и красивая девушка - Лилиан Гиш, которую папаша регулярно бьет, и есть китаец, приехавший в Англию с какой-то высокой целью, но ставший китаёзой-лавочником, балующимся опиумом.
Однажды несчастная девушка, избитая отцом, прибредает в лавку китайца, там падает без чувств, он ее обнаруживает и самым целомудренным образом ухаживает за ней, как за принцессой. Об этом узнает ее жестокий и звероподобный папаша, вдобавок ксенофоб, ненавидящий всех иностранцев, он мчится в лавку китайца, находит там дочку и забивает ее до смерти. Китаец в ответ убивает громилу-папашу из пистолета. И кончает с собой.
В общем, все умерли. Но по ходу фильма я постоянно вспоминал о Достоевском. А уже затем, почитав сопутствующие материалы, узнал, что Достоевского в связи с этим фильмом вспоминал и Эйзенштейн. Вот так мы совпали.
Кто-то может сказать, что это первый в истории фильм о "политкорректности", типа китаец тоже человек, но такой вульгарный подход мне претит. Фильм глубже и тоньше.



image You can watch this video on www.livejournal.com



Way Down East. Путь на Восток




Великий Дэвид Гриффит, один из создателей такого вида искусства, как кинематограф.
Фильм замечательный, но очень уж длинный. Можно было бы кое-где подсократить, но неторопливость - это тоже фирменный почерк Гриффита.
Попытка устроить шекспировское смешение комического и трагического, хотя бы драматического, почти удалось, но мешает фальшивый хэппи-энд.
Две потрясающие сцены. Первая - когда умирает ребенок у главной героини (Лилиан Гиш). Вторая - ее спасение со льдины. Этот гениально, снято в 1920 году, но я не знаю, кто сейчас сможет снять нечто приблизительно равное по силе.
И замечательная эротическая - по меркам 1920 года - сцена, когда Кейт просит влюбленного в нее молодого человека завязать ей шнурок на ботинке и протягивает ножку.
В общем, кино поразительное.


кино, гениальное

Previous post Next post
Up