Пост сквозь годы. С ним было не просто, да и он был непрост

Dec 25, 2024 17:00

Предыдущий пост сквозь годы
Алексей Герман. Всё я там правильно о нём написал - в целом.
НО!!! Но его последний фильм - чисто гоголевский "Неведомый шедевр". Смотреть невозможно, я еле выдержал.
Да и "Иван Лапшин" - фильм весьма сомнительный, непонятно о чем и зачем. Но с гениями так часто бывает.
Итак

Скончался сумрачный гений

21 февраля 2013 года



Алексей Герман. 1938 - 2013. Приходится прибавлять "старший", так как есть теперь еще младший, ну да Бог с ним, ему сейчас только принимать соболезнования.
Потому что затертое выражение "культура понесла тяжелую утрату" на сей раз полностью соответствует действительности. Да оно еще слишком слабо...

Алексей Герман-настоящий снял мало фильмов. Всего пять, причем до сих не могу понять, увидим ли мы последний, в каком он состоянии. Почему такая "низкая производительность труда"? В советское время ему не особо давали работать, а когда внешние помехи отпали, то Алексей Юрьевич начал сам себе создавать сложности художественного порядка, которые сам же и преодолевал, да не все преодолел. Как всякий гений, он был не прост, и с ним было не просто, и творить свои шедевры ему тоже не было просто, скорее всего.
Что ж, спасибо ему за то, что он успел, сумел, захотел создать.
Естественно, я видел все его четыре фильма. Три из них хорошие, замечательные, можно много еще эпитетов употребить, а вот четвертый - "Хрусталев, машину" - требует каких-то особых, отдельных слов.
Да мне проще повторить то, что я написал летом 2009 года, по свежим следам, сразу после просмотра этого необыкновенного кинематографического произведения.

Вот та запись.
Смотреть трудно, иногда невыносимо тяжко, лица стёрты, краски тусклы, звук почти весь как под сурдинку, но это стоит труда.
Фильм гениальный, уникальный, даже экспериментатор и первопроходец смог сделать такое кино только один раз, довел свое стилистическое новаторство до крайности (теперь его сынок, Алексей Герман-мл., доводит папину манеру до абсурда и идиотизма, ну да природа часто отдыхает на детях).

Я не знаю, как Герману удалось этого добиться, какие приемы он использовал, чтобы создать эту гениальную невнятицу.
Но эффекта он добился невероятного - ужас сталинской эпохи ощущается весомо, зримо, почти осязательно, минуты примерно с 40-й - когда я полностью врубился в эстетику фильма - появляется ощущения жуткого страха, никакие триллеры или натуралистические картинки с отрезанными головами такого ощущения не дают (я их терпеть не могу, отворачиваюсь всегда).
А ведь на экране вроде бы ничего не происходит, просто идет жизнь, обыденная жизнь 1953 года, которую воспроизвел режиссер, фактически воссоздав воздух той эпохи.

Все сериальчики по Шаламову или Солженицыну, которыми щедро угощали зрителей первый и второй каналы, кажутся после этой мрачной миникиноэпопеи веселыми картинками.

Прощайте, Алексей Юрьевич! Светлая память! Царствие вам небесное. Ну а нам доживать с тем, что осталось

кино, память

Previous post Next post
Up