В продолжение этого, в какой-то мере.
Бернард Шо - так правильнее произносить его фамилию, show тут ни при чем - я не люблю. Но книгу о нём с интересом и с удовольствием прочитал. Потому что любовь любовью, а литература литературой. Сабж терпеть не мог, когда глагол "любить" употребляют всуе и по постороннему поводу. Он был личностью, выдающимся драматургом, хотя и не настолько выдающимся, как сам себя оценивал, не равным Шекспиру, но это дело субъективное, покойная Анна Георгиевна Образцова со мной бы не согласилась, наверное.
Как бы то ни было, его биография интепресна и поучительна. Бернард Шо едва ли можно счесть нормальным человеком, хотя сам он считал себя здравомыслящим и предельно объективным. Он всю жизнь был вегетарианцем, не ел мяса, не употреблял алкоголь, естественно, не курил и не вступал в половые отношения с женщинами. Хотя был женат и был нормальной ориентации, влюблялся не раз, но предпочитал платонические, духовные отношения. Как я понял, с женой тоже, хотя Хескетт Пирсон так прямо этого не пишет.
Автор книги не менее интересен, чем его герой. Безусловно выдающийся "писатель о писателях", о британских писателях, я читал его превосходную книгу о Вальтер Скотте. Как положено, он любит своего героя, но в меру и старается оставаться по возможности объективным. Не все пьесы Шо он считал удачными, например, по каковому поводу не стеснялся спорить с их автором. Да тот и сам признавал, что среди его пьес есть пустячки, скроенные на скорую руку.
Но Пирсон тем не менее чуть более комплиментарен, чем заслуживал его герой. Так, драматург никогда не удовлетворялся ролью драматурга, он лез повсюду и прежде всего в науку, в которой плохо разбирался, но свое суждение имел и настырно его навязывал - отрицал академика Павлова и его опыты, отрицал прививки, даже с Эйнштейном не соглашался (анекдот, но факт). И вот тут автор уклоняется от заслуженной справедлливой оценки.
А зря! Великий Бернард Шо сильно напоминает нынешних блоГГеров, которые нагло и безапелляционно судят о том, в чем они не разбираются. Тоже опередил свое время! Хотя все-таки в драматургии, в театре, в музыке и в политике Шо как раз разбирался очень хорошо. Другое дело, что он был крайне левых взглядов, но в те поры это было модно и популярно. Да и при всем своем левачестве Шо очаровывался диктаторами типа Гитлера, Муссорлини и Сталина, с которым однажды успел пообщаться, и он ему понравился. История умалчивает о том, понравился ли Сталину английский драматург.
В любом случае Бернарду Шо я бы многое, а то и всё простил за Дом, где разбиваются сердца, Цезаря и Клеопатру и Ученика дьявола. Остальных пьес, даже знаменитого Пигмалиона, он, простите, мог бы и не писать.
Чуть-чуть попутешествуем по книге
Справа Хескетт Пирсон
С Вивьен Ли. Она играла Клеопатру в фильме
Карикатуры
Супер-стар. За 90 лет