Мои исторические публикации. Сумерки Содружества

Nov 28, 2024 13:00

Предыдущая публикация
Самое смешное, что я где-то читал, что юридически так называемая украина до сих пор остается в составе СНГ. Юстиция бывает запредельно абсурдна.
Это заметка 2014 года. С тех пор многое изменилось (мягко говоря), я это знаю. Текст отражает политическую реальность тех времен.

Украина и СНГ. Выйти нельзя остаться

3 апреля 2014 года



Тут ведь большой вопрос: можно ли выйти из Содружества, которого фактически не существует?
Ну и почти весь текстик.


В коматозном состоянии

Заседание Совета министров иностранных дел СНГ, назначенное на пятницу 4 апреля, пройдет, как ни странно при участии представителя Украины. Только вместо министра это будет даже не посол, который отозван в Киев для консультаций, а временный поверенный Украины в РФ Руслан Нимчинский.
Это значит, что Украина пока еще сохраняет членство в Содружестве независимых государств. Впрочем, понятие вхождения или невхождения в СНГ - столь же туманное и неопределенное, как и само это Содружество. Вроде бы, оно существует уже 22 с небольшим года, но все это время находится, так сказать в «коматозном» или «сумеречном» состоянии.
Взаимоотношения Украины и СНГ все эти годы тоже складывались непросто. С одной стороны, Украина числится учредителем и участником Содружества. С другой стороны, формально не может считать его членом в полном смысле слова, так как не ратифицировала Устав СНГ.
Наконец, с третьей стороны, после февральского военного переворота в Киеве и отпадения Крыма власти Украины начали процесс выхода из СНГ. Но почему-то решили делать это судорожно и постепенно. Тем самым нынешний украинский властный режим напомнил хозяина кошки из популярной притчи, который «из гуманности» рубил хвост своей домашней питомице не весь сразу, а по маленькому кусочку в день.

Парубий зарвался

Кроме того, коллизия с членством Украины в СНГ в очередной раз продемонстрировала полный раздрай в киевских верхах. Так исполняющий обязанности секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ) Андрей Парубий еще 19 марта объявил о начале процедуры выхода из СНГ. И добавил, что «решение об этом было принято на заседании Совета». Кроме того, ему упорно чудится российская военная угроза.
Вот только пан Парубий в очередной раз далеко и намного превысил свои полномочия. Даже в нынешней ситуации безвластия и разрухи, царящих на Украине, ни Совету безопасности и обороны, ни его секретарю никто не давал права принимать столь серьезные решения в области внешней политики.
Парубий, который еще месяц назад был всего лишь комендантом майдана, то есть обычным уличным манифестантом и наполовину боевиком, напоминает революционных матросов, которые в 1917-1918 годах пытались управлять министерствами и ведомствами.
Так и нынешние пришельцы с майдана, попавшие в высокие кабинеты и коридоры власти, норовят путем кавалерийских наскоков решить сложнейшие проблемы и вопросы. Парубий один раз уже чуть не ввел визовый режим в отношениях между Россией и Украиной. Пришлось и.о. премьер-министра Яценюку в срочном порядке опровергать своего зарвавшегося соратника.
Примерно такая же ситуация сложилась и вокруг пребывания Украины в СНГ. МИД этой республики объявил об отказе Киева председательствовать в СНГ. И вдобавок сделал меланхолическое заявление:
«Украина выражает глубокое сожаление по поводу того, что Содружество вместо реализации своих задач по налаживанию сотрудничества и урегулированию конфликтных ситуаций на постсоветском пространстве превратилось в инструмент реализации интересов отдельных ее членов, в том числе Российской Федерации».
Но дальше этого официальный Киев пока не двинулся. Оно и понятно: выйти, вернее, объявить о выходе из СНГ проще простого, но таким образом будет просто утрачена одна из площадок и механизмов, при помощи которых можно попытаться повлиять на Россию.

Нелинейная логика

Тем более, что собратья-союзники по СНГ, в основном, заняли сдержанно-неопределенную позицию по отношению к воссоединению Крыма с Россией. Так, например, при голосовании по резолюции Генеральной ассамблеи ООН, осуждающей Россию и подтверждающей территориальную целостность Украины», только Белоруссия и Армения солидаризировались с Москвой, страны Средней Азии и Казахстан воздержались или не приняли участия в голосовании, а Молдавия и Азербайджан присоединились к стану противников России.
Далее, однозначно признали вхождение Крыма и Севастополя в состав России только опять-таки Армения и Киргизия. Даже главный союзник Москвы, президент Белоруссии Александр Лукашенко обошелся двусмысленными заявлениями типа: Крым де-факто уже стал частью России, а потому, дескать, нет смысла признавать этот факт или не признавать.
Но в дипломатии и международной политике очень многие факты игнорируются или, наоборот, признаются очень многие фикции. Достаточно вспомнить, например, республику Северного Кипра, которая существует - и ни в зуб ногой, но не признается ни одной страной мира, кроме Турции. Или Тайвань, который уже 70 лет является отдельным государством, но мировое сообщество как будто ослепло и упорно принимает этот остров за часть Китайской Народной республики…
Так и с Крымом. Самые близкие союзники России, в том числе и безусловные члены СНГ, ОДКБ и Таможенного союза, не спешат официально признавать его частью России. У каждого из них есть свои резоны.
Так, Лукашенко, скорее всего, на всякий случай старается сохранить лазейку для возможности резкого улучшения отношений с ЕС и США. Ни он сам, ни его потенциальные партнеры с Запада не будут зацикливаться на том, что главу Белоруссии называют «последним диктатором Европы».
И не с такими единоличными правителями поддерживали отношения прагматичные европейцы. Тем более, что Лукашенко - диктатор ничуть не в большей степени, чем президент Азербайджана Ильхам Алиев. Что не мешает Баку - в отличие от Минска - преспокойно входить в ОБСЕ, например, и посылать делегацию в Совет Европы.
Кстати, отрицательное голосование Азербайджана в ООН вызвано отнюдь не ухудшением отношений с Россией - чего не было, того не было, а всего лишь только положительным голосованием Армении. У которой, так сказать, давно уже имеется «свой Крым», то есть, Нагорно-Карабахская республика, официально не признанная никем, даже Ереваном, плюс целых восемь безусловно оккупированных районов Азербайджана, составляющих «пояс безопасности» для Карабаха…
При этом и Армения, и Азербайджан входят в СНГ, поддерживают отношения дружбы и сотрудничества с Российской Федерацией. Вот такая дипломатическая головоломка, нелинейная логика и «неэвклидова геометрия» международной политики, которую уж точно «аршином общим не измерить».

Упрямство или расчет

Не готовы безусловно признать воссоединение Крыма с Россией и Казахстан, и среднеазиатские республики, кроме Киргизии. Их сильно пугают заявления о возможности помощи соотечественникам вооруженным путем. Ведь там, особенно в Казахстане, проживает немало русских, и постоянно появляются новости об их дискриминации и вытеснении из разных сфер жизни.
Не готовы безусловно признать воссоединение Крыма с Россией и Казахстан, и среднеазиатские республики, кроме Киргизии.
Наконец, в России периодически раздаются безответственные заявления о возможности присоединения ряда областей северного Казахстана, которые, откровенно говоря, исторически связаны с нашей страной не меньше, чем Крым.
И хотя на официальном уровне отрицается возможность каких-либо территориальных претензий к Казахстану, нашему важнейшему партнеру по Таможенному союзу, предусмотрительный президент Нурсултан Назарбаев старается держать дистанцию и не солидаризироваться с Москвой на сто процентов.
Учитывая все эти тонкости и нюансы международной политики внутри Содружества независимых государств, новым властям Украины было бы разумнее и выгоднее не поддаваться эмоциям и не разрывать сложившихся связей. Тем более что в западные союзы и организации НАТО и Евросоюз - их пока принимать не будут. Впрочем, киевским деятелям самим решать, что полезнее - обида и упрямство или прагматический расчет.

Вперед в прошлое. Мои исторические публикации

политический балаган, история

Previous post Next post
Up