Мои исторические публикации. Афганский разлом в натуральную величину

Nov 08, 2024 13:02

Предыдущая публикация
Это писалось и затем озвучивалось в эфире радиостанции Эхо Москвы. Пусть будет для истории. И я еще добавлю свой короткий устный комментарий 2014 года к годовщине начала Афганской войны. Тоже прозвучало в эфире и так выглядит в стенограмме. Точнее, выглядело, сайт Эха снесли вместе с самим радио, и сделали это совершенно напрасно.
Как я понял, причиной было то, что Хафизулла Амин был признан "слабым звеном" - очень непопулярным руководителем, не способным контролировать ситуацию, при этом верхушка СССР прекрасно понимала, что если Амин падет, то ему на смену придет антисоветский и прозападный режим, вне зависимости от персонального состава. Этого нельзя было допустить. Холодная война, "два мира - два Шапиро", перетягивание каната и всё такое прочее.
Кстати, и Амин, и его предшественник Тараки не просто "приглашали", а умоляли Москву помочь и ввести советскую армию.
Само собой, все разговоры о том, что Амин был связан с ЦРУ - бред сивой кобылы. Но опасность была реальна - могли потерять Афганистан.
В принципе экспансионизм и империализм - нормальные и естественные свойства-качества внешней политики любого государства, считающего себя сильной, а то и великой державой. Другой вопрос - так ли оно на самом деле?
СССР не выдержал Афганскую войну и надорвался. США свои точно такие же войны пока выдерживают. Вот и вся разница.
Кстати, США уже не выдерживают.
Ну и вот.

Портреты афганских лидеров

15 февраля 2014 года






Масуд

Ахмад Шах Масуд - что значит «счастливый» - рвался к власти в Афганистане исходя из самых благих намерений. Однако потом Лев Панджшера заплутал в дебрях большой политики.
Трудно быть полевым командиром в войне всех против всех.
Командир Ахмад Шах Масуд - исключительный и отменный. Признают даже враги. Советский генерал в мемуарах пишет: «Он обладает незаурядным умом и хорошими организаторскими качествами. Советские спецслужбы буквально охотились за ним, не раз устраивали диверсии и покушения на него, но они каждый раз оказывались безуспешными. А авторитет Ахмад Шаха возрастал».
Никому не слуга, отец солдатам, с которыми вместе и рядом скитался по полям, ущельям и горам сражений. Мастер разведки. Хитрый тактик и немножко рыцарь без лишней скромности.
Хвастал потом, что не сбивал пассажирские самолеты. И насколько это возможно, честно воевал.
Но за что воевал Ахмад Шах Масуд, так он и не разобрался. Даже - за какую страну? За номинальный, формальный Афганистан со столицей в Кабуле? Или за эфемерный, зато реальный Масудистан с центром в Талукане, населенный таджиками, а не пуштунами?
В конечном счете, за что боролся наш доблестный воин, на то и напоролся. Афганистан превратился в географическое понятие. Условного Масудистана и след простыл.
Говорят, что война - продолжение политики иными средствами. Но когда политику полностью подменяют войной, то средства оказываются негодными, цели не достигаются, а власть ускользает из рук.
Уж лучше бы Льву за пределы Панджшера не выходить.

Амин

Хафизулла Амин рвался к власти в Афганистане, потому что больше ничего другого не умел и не хотел.
Чем же еще заняться амбициозному азиатскому кандидату в деспоты? И совсем не важно, как он называется - принц-падишах, визирь или член ЦК Народно-демократической партии.
Забавное, кстати, название. Хоть народная, хоть антинародная демократия и Афганистан - две вещи несовместные. Перескочить из племенного феодализма в социализм или капитализм там смогли разве что на бумаге.
И экспортировать туда невозможно ни демократию западного типа, ни советскую власть.
Как у нас, какую бы партию ни создавали, получается КПСС. Так и у наших бывших афганских друзей, как ни напрягайся, как ни называйся, все равно выходит типичная и банальная восточная деспотия.
Так было, так будет. И в деспотию эту превосходно вписывается дорогой товарищ Хафизулла Амин.
Говорили, правда, что товарищ Хафизулла - вовсе даже и не товарищ, а агент зловещего ЦРУ, но доказательств этого не было и нет. А внутривидовАя борьба среди товарищей - все равно, что дурная бесконечная сказка про несчастного белого бычка.
Создал культ личности - разоблачил культ личности. Преемник предшественника сверг, убил и закопал. И цепочка эта воспроизводится без конца.
Сперва «народная демократия», а потом - единоличный кровавый режим. Так вот и получается товарищ Хафизулла Амин - калиф на час. На свой звездный час.

Кармаль

Бабрак Кармаль - урожденный Султан Хуссейн - рвался к власти в Афганистане, потому что так решило политбюро ЦК КПСС.
И оно же потом решило, что власть в Кабуле ему более не нужна.
Бабрак Кармаль - воплощенная жизнь по указке партии. То есть, можно сказать, по указке сердца, ну а сердце его, со всеми желудочками, аортами и прочими потрохами точно принадлежит партии.
Какой партии? Да какой прикажут. Хоть коммунистической Советского Союза, хоть Народно-демократической Афганистана. Родные сестры, разница невелика.
Причем старшая - КПСС - вечно командовала младшей - НДПА, и требовала беспрекословного подчинения.
Так и вышло. В Москве решили, что в Кабуле завелось слабое звено - в лице товарища Хафизуллы Амина. И если это звено соцлагеря оборвется, его место займут деятели и господа совсем из другого лагеря.
Заменили слабое звено сильным, им казался товарищ Бабрак Кармаль. А когда и его посчитали слабым, то бестрепетно заменили - по внезапному «состоянию здоровья». Политбюрошные старцы запросто выступали в роли врачей.
Да Кармалю не привыкать. Его столько раз смещали, ссылали и возвышали, что он даже не реагировал. Коль прикажет партия - хоть придет, хоть уйдет, хоть горшком себя назовет.
Послушный винтик партийного механизма. Деталь хорошая, нужная и полезная, да не работает сама по себе. Приходится применять партийную отвертку. Которая запросто превращается в нож гильотины

Наджиб

Мохаммад Наджибулла рвался к власти в Афганистане по тем же причинам, что и товарищи Хафизулла Амин и Бабрак Кармаль.
И фактически не умел ничего другого. И так решило политбюро ЦК КПСС. Во всяком случае, свое восхождение он вот эдак, с низкого старта начинал.
В какой-то момент новая верхушка СССР решила, что товарищ Наджибулла окажется более удобным и уместным винтиком. Свою перестройку захотели экспортировать из Москвы прямиком в Кабул.
Однако ошиблись в своих расчетах. В изменившейся обстановке никакой винтик не мог удержать резьбу. Афганский вариант перестройки разрушил вдрызг и без того непрочное, скособоченное и воздвигнутое на песке строение НДПА. А за партией вслед пошла вразнос и вся страна.
Политика национального примирения обернулась новой, еще более жестокой войной. Зато товарищ Наджибулла из безгласного партийного винтика вынужден был превратиться в реального лидера государства.
И даже в пророка, каковых, как известно, не бывает в своем отечестве. Еще лет двадцать назад Мохаммед Наджибулла говорил:
«Если фундаментализм возобладает в Афганистане, то война будет продолжаться долгие годы, а страна превратится в центр мировой контрабанды наркотиков и терроризма».
Так оно и вышло. Но бывший партийный функционер, сумевший вырасти в истинного политика, в этом очередном афганском изломе совершенно точно не виноват.

Вперед в прошлое. Мои исторические публикации

война, политический балаган, история

Previous post Next post
Up