Кира Георгиевна Муратова, урожденная Короткова. 1934 - 2018. Это не просто хороший кинорежиссер, а художественное явление. Увы, ей и ему - явлению - не дали по-настоящему раскрыться, так как ей оченнь сильно мешали творить в советское время.
Фильм "Короткие встречи" был запрещен, положен на "полку" и вышел к зрителям лишь спустя 16 лет после его создания, в 1987 году.
В отличие от чуть более позднего ее фильма "Долгие проводы", тонкого, импрессионистичного, пронзительного и музыкально выстроенного, этот - намного проще, понятнее, реалистичнее что ли (хотя тоже звучит гениальная музыка Олега Каравайчука). Впрочем, запретили оба, и тот что попроще, и что посложнее. Не вписывалось такое кино в советскую официальную действительность.
Ну а в перестройку и позже, в незалежной украине Кире Муратовой не мешали снимать то, что она хочет (если денег удавалось добыть), но ее творческий дар заметно потускнел, кино получалось каколе-то надрывное, вымученное, До уровня ее высших достижений было далеко.
А под конец жизни Кира Муратова фактически с ума сошла вместе со многими своими формальными соотечественниками, хотя никакая она не украинка, и жила в Одессе, совсем НЕ украинском городе. Да это уже не имеет никакого значения. Людям творческим свойственны и не такие зигзаги и загибы.
Короткие встречи
"Короткие встречи" - фильм неувядаемый, который не может устареть. И дело не только в Высоцком. Просто я сравнительно недавно этот фильм еще раз посмотрел и испытал огромное художественное наслаждение,
о чем и написал.
"Короткие встречи" Киры Муратовой - простой, ясный, невзрачный фильм, но сделан с таким чувством меры и полон такого легкого дыхания, что даже его коллизии не кажутся банальными. Ибо с необходимо искренней полнотой выражено всё и в то же время без надрыва, без истерик, столь обычных в подобных ситуациях.
Это фильм - не мелодрама, хотя мог бы ею стать, и в этом его неувядаемая прелесть.
Две женщины сошлись на одном мужике, который от обеих взял что надобно, но не променял их на свою независимость геолога.
Он мужик неплохой, не подлец, честен и прям, тем более его трудно осуждать, что его играет Высоцкий, лихой, ироничный, бородатый и, конечно, с гитарой.
Одна из женщин - юная сельчанка, официантка в придорожном кабаке, Нина Русланова в пору юности. В ней сельская прижимистая ревность, деревенская туповатость борются с благородством и добротой.
Другая - почти сорокалетняя исполкомовская работница (сама Кира Муратова, а она была очень ничего, с сексом, бесенятами в глазах и пухлым, сочным телом), дело свое любит, но любит и Высоцкого (не помню, как зовут его героя), на работе занята абсурдом, но пытается бороться с приписками в строительстве.
Девушка работает у нее домработницей. И обе - неустроенные, странные, упрямые, по ночам мечтают и вспоминают об одном и том же мужчине.
Вот такой фильм, полный деталей и штрихов, легкий и стремительно упругий, как молодая лань. Здесь и искусство, и энергия брызжут и играют.
Долгие проводы
"Долгие проводы" Киры Муратовой - чистый и душевный фильм. В центре - одинокая женщина, взбалмошная, капризная, сильно за сорок, и ее сын, молчаливый, иронически настроенный, он рвется к отцу, работающему где-то далеко.
Все люди в фильме хорошие, никаких негативных явлений, скандалов, драк, громких событий. Но во всем удивительная интеллигентная чистота. Много подробностей жизни, быта, много интересных ракурсов, профессионализм высшей пробы.
Кончается всё тоже хорошо, чистым ясным аккордом примирения, да и конфликт был не взахлеб-навзрыд, а скорее подспудно-второплановый.
Изумительно играет Зинаида Шарко и некий Олег Владимирский, да вообще игры почти не чувствуется, идет жизнь, иногда проскользнет некий абсурд - в сценах учреждения, где непонятно кем работает главная героиня, но это слегка... То, что мы видим, это - подробная проза, но во всем и на всем безусловная светлая поэзия.
О чем фильм? Видимо, об этом трудном периоде жизни, когда стареющая женщина еще томится и цепляется за некие остатки чувства, за первого встречного мужчину, тоже одинокого и немолодого, и ее тянет к нему, а рядом взрослый сын, который всё понимает, и уже не ребенок, и тянет его к другой жизни, он считает ее лучшей, а олицетворяет ее некий некий загадочный бесплотный отец, которого он любит.
А она еще удерживает следы женственности, еще не потеряла всего честолюбия, хотя побита жизнью на славу, пытается удержать сына. Вот такие куски жизни.
...Посмотрел как будто совсем заново. Поразительно. Шедевр, но мне не хочется рассказывать, о чем он - это все равно что пересказать и разъяснить музыкальную сюиту, симфонию, сонату. Тут слова излишни, надо смотреть и проникать.
Почему запретили фильм в 1971 году? Понять это невозможно. Советская цензура-дура часто била мимо цели, реже запрещала по осмысленным причинам, иногда решала просто задняя нога какого-нибудь вонючего чиновника, как, наверное, в данном случае. Но чиновника этого никто не знает, да сам он сдох, видимо, а фильм живет и будет жить. У явления искусства нет срока годности, оно не может устареть.
Вспомнил я об этом фильме после кончины Зинаиды Шарко, "несчастье помогло", она прекрасна и неповторима, но ей не исчерпывается кинокартина. И еще один недавний покойник вложил в этот фильм свою душу - странный и удивительный композитор Олег Каравайчук.
Вечное возвращение
Это ее последний фильм. Такие фильмы только она могла снимать, странные, загадочные, переполненные метафорами и в то же время очень простые. Много-много дублей, одинаковых сцен, разыгранных разными парами актеров, среди которых Рената Литвинова и Алла Демидова с одной стороны и Саргей Маковецкий и Олег Табаков с другой стороны. Самые матерые исполнители появляются ближе к финалу.
Некий мужчина приходит к однокурснице, которую. не видел много лет и просит у нее совета, что ему делать: он любит и жену, и еще одну женщину. Совета и ответа он просит истерично, надоедает, достаёт, ведет себя по-идиотски, на любые варианты, предложенные ему дамой, реагирует болезненно. И это продолжается почти весь фильм.
В то же время это фильм в фильме, так как мы дубли, оставшиеся от некоего скончавшегося режиссера, и некий продюсер пытается выбить у некоего сахарозаводчика деньги на завершение картины. Чем кончается дело, не скажу.
Вот такая философская история насчет Dichtung und Wahrheit, соотношения искусства с жизнью и всё такое. Поначалу вызывает недоумение, потом затягивает, как в воронку, в омут. Кира Муратова это умела. Она уникальна, таких не было, нет и больше не будет.
Познавая белый свет Перемена участи Астенический синдром