Когда скончался Леонид Генрихович Зорин 1924 - 2020, я посвятил этому писателю скромный, но красноречивый некролог, который воспроизведу с изменениями.
Скончался Леонид Зорин, один из лучших русских драматургов ХХ века. Формально он значится как советский драматург, но он каким-то чудодейственным образом умел оставаться вне советских штампов, формул и схем. Он как будто обитал в своей отдельной "матрице", оставался самим собой, не пересекаясь с советским пошлым официозом. Хотя и откровенной антисоветской крамолы в его пьесах не было. Однако тем не менее театральная цензура находила в них нечто "чуждое", они с трудом пробивались на сцену, а бывало, что спектакли запрещали или фильмы пускали вторым планом. Впрочем, "Покровские ворота" не просто прорвались, а стали хитом и шлягером. Правда, в осноном, среди интеллигенции, но десятки афористических фраз ушли в народ, их сейчас нередко используют, не зная, откуда они взялись. Одно из высших достижений писателя.
Зорин не писал "производственных пьес", чем, например, иногда грешил Арбузов. Зорин в принципе категорически никогда не писал о том, в чем не разбирается (историю он знал хорошо).
Зорин не учил жить, не морализировал, чем порой грешил Розов. Зорин знал жизнь и о ней рассказывал, и её показывал такой, какова она есть, без преувеличений, но и без неоправданной чернухи.
Начинал он как поэт, затем в 1985 году написал великолепную пьесу в стихах "Цитата". Она хотя и "перестроечная" по фактуре, но не устарела, жива вполне.
Пьес Зорин написал очень много. Я знаю и помню не все, да и то по спектаклям и фильмам: Покровские ворота, Транзит, замечательную Варшавскую мелодию, вышеупомянутую Цитату, Медную бабушку, Добряки, Царскую охоту...
Тех из них, о которых я могу не просто сказать, а долго и подробно говорить, достаточно для памятника. И светлой памяти.
Лично с Леонидом Генриховичем я знаком не был, но он дружил - насколько Зорин вообще мог дружить, он был человеком не слишком компанейским и общительным, а с годами превратился в настоящего отшельника - с моим отцом, который долгое время работал в Баку, откуда родом драматург.
Они оба потом переехали в Москву. После смерти моего отца Зорин продолжал общение и с моим братом Женей Гиком и его женой Беллой. Общение то состояло из редких, несколько раз в год, звонков писателю, когда тот благосклонно принимал поздравления, после чего продолжал писать романы.
В последние 30 лет Зорин перешел от драматургии к прозе, написал несколько романов, но я их не читал, сказать ничего не могу. Думаю, что Леонид Генрихович и без того навсегда вошел в Пантеон русской литературы.
Еще чуть-чуть.
Варшавская мелодия
Дуэт двух великих артистов. Михаил Ульянов заслуживает и восхищения, и превосходных степеней, но что делает его партнерша Юлия Константиновна Борисова - это нечто запредельное и необыкновенное. Душой исполненный полёт - воистину! У меня не хватает слов для рецензии, уж не знаю, где бы и как я бы их нашел. Это просто чудо. В театре такое случается редко. Борисова могла всё и даже больше. Как она сидит в начале, вдохновенно слушая Шопена. Как потом кокетничает с неотесанным ухажером. Как потом влюбленно смотрит на него, когда понимает, что потеряла... Как произносит виртуозно-пронзительный текст Леонида Зорина! Это не акцент, а чудо преображения. Театрального преображения.
Понятно, что я видел эту постановку, и не один раз, так как я очень люблю Юлию Борисову, но сейчас посмотрел как впервые, спектакль ни капли не устарел, да и пьеса тоже, особенно если вспомнить, что творят правящие ублюдки в Польше сегодня.
Но они сдохнут, про них забудут, а это высочайшее искусство останется навсегда.
Медная бабушка
Впечатления противоречивые. Занятно и забавно, как советский пушкинский миф пересекается, а то и сливается с мифом либеральным. Оба построены на заведомой, имманентной, так сказать, враждебности поэта, интеллигента, интеллектуала и власти. Его извечной врожденной оппозиционности.
И Леонид Зорин, и Михаил Козаков эксплуатируют сей миф, сей образ в его либерально-интеллигентском изводе, варианте. Недаром в финальных титрах выражена благодарность Анатолию Чубайсу, в ту пору еще не беглецу-изменнику. Даже как-то странно, что этот Пушкин написал "Клеветникам России", "Бородинскую годовщину" (об этом упоминается в пьесе), видимо, Жуковский заставил, упросил, как он упрашивает друга отозвать прошение об отставке. Но придуманный Зориным царь-батюшка все равно не верит Пушкину, а сочиненный им Пушкин плохо относится к царю.
Еще забавнее, что в пьесе Вяземский (в замечательном исполнении Георгия Тараторкина, вот ведь удивительный актер, истинно внутренне интеллигентный) оказывается еще оппозиционее Пушкина. Это Вяземский - реакционер из реакционеров! Правда, в более солидном возрасте.
Ну да ладно. Это - скорее недостаток. Но есть и достоинства. Тонкая умная режиссура Козакова и потрясающий Пушкин - Виктор Гвоздицкий, увы, покойный, как и Тараторкин, Царствие им Небесное. Да, Гвоздицкий лет на 15 старше своего героя и не очень-то похож, но в нём есть главное - поэтический дух, аура гениальности. Таким был Александр Сергеевич или не таким, так мыслил и относился к Николаю Первому или совсем не так, но Гвоздицкий заставляет верить в то, что этот человек, эмоциональный, подвижный, гордый и беспокойный, мог быть автором стихов Пушкина. Это редко удается актерам, а с Пушкиным - вообще единственный раз на моей памяти. Олег Ефремов в МХАТовском спектакле по этой пьесе был неплох, но не так убедителен, да и, пардон, аристократизма в нём не было ни капли. А тут - есть, да еще какой! Дворянство, растворенное в крови...
Ради Гвоздицкого можно простить все интеллигентские комплексы автора и режиссера.