Юрий Гиренко. Без ЖЖ я бы с ним не встретился, не познакомился и не пообщался. Увы, его уже нет с нами. А на фото внизу наши общие друзья, которых я тоже узнал только благодаря Живому Журналу
Историк по образованию, мыслитель по складу личности
Юрий Гиренко, с чьего фото я начал главу. Писал о нём не раз и просто повторю summary из посвященных ему записей.
23 октября 2016 года я последний раз видел Юру и общался с ним "в оффлайне", то есть в реальной жизни (в "онлайне", в интернете, в фейсбуке, мы общались почти ежедневно, вплоть до 22 июля 2017 года).
Тогда Юра в последний раз посетил Москву. На один день. Он так приезжал нечасто, примерно раз в год. И по традиции встречался со своими друзьями.
Больше он не приедет. 23 июля 2017 года его не стало. Он совсем чуть-чуть не дожил до своего 53-го дня рождения 8 августа...
Тут можно было бы написать много горьких слов и восклицаний - безвременно, несправедливо, больно, так нельзя! Но слова не помогают.
Лучше вспомню Юру - каким он был.
Мы познакомились как раз "в онлайне", в Живом Журнале, не помню, в каком году. От социальных сетей иногда бывает толк, они подарили мне нескольких друзей, и тем более печально их терять.
О покойных часто принято писать нечто типа "мы с ним/с ней не во всем были согласны, но сейчас это неважно". В случае с Юрой я так не напишу. Если не считать короткого периода в 2011-12 годах, когда у меня случилось помутнение и я впал в заблуждение, мы совпадали по всем принципиальным вопросам бытия, прежде всего политического бытия современной России. Думали очень сходным образом. Ну а мелкие и частные стилистические разногласия - не в счет.
Хотя, конечно, порой спорили. Но Юра умел слышать другие мнения и не навязывал своё. А главное, что он был прав, чужд иллюзий и всё понимал верно с самого начала.
Вот что я писал давным-давно, 26 ноября 2008, после прочтения одной из двух политологических книг Юрия Гиренко (ограничусь небольшой цитатой, по ссылке можно - и нужно бы! - прочитать фрагменты из книги Юры, они намного глубже, тоньше и точнее):
"Эта книга не ПРО Путина, не ЗА Путина и не ПРОТИВ Путина. Уже одно это выделяет в ряду подобной продукции.
Ибо ВСЕ другие - известные мне - книги подобного жанра и тематики российских современных авторов бывают двух родов:
а) Лоялистские, верноподданические, а то и лизоблюдские. Получше - "Путин. Его идеология" Чадаева, похуже - "Враги Путина" группы авторов при участии аж самого leteha. Эти две мне пришлось читать по работе. Но много и других.
в) Прямо противоположные, посвященные борьбе с "кровавой гебней". Их, кстати, гораздо больше, все полки магазинов ими заполнены, лезут из всех щелей, ни выдохнуть, ни продохнуть.
Оба рода - не просто тенденциозные (это бы ладно, это может быть интересно), но сплошной агипроп и враньё. Это всё - партийная литература в худшем смысле этого слова. Ну её в баню!
Юрий Гиренко написал принципиально иную книгу. Он не обличает, не разоблачает, не воспевает, не охмуряет. Он пытается разгадать вечную загадку сфинкса - что есть современное российская государство? Каково оно? Почему таким стало и во что превратится в будущем?
Ни я не скажу, ни он сам не будет утверждать, что он вот так прямо, четко и полнокартинно ответил на все эти вопросы. Эдакий подвиг никакому гению не под силу. Но он приблизился к разгадке и предложил логичные, интересные версии, гипотезы, теоремы, если хотите.
Так как я пишу не рецензию, а просто оформляю россыпь собственных впечатлений, то не стану излагать его версии и гипотезы. Скажу только, что - по его мнению - у нас сейчас не "кровавый режим" и не "остров стабильности и свободы". А словосочетание "суверенная демократия" не подлежит серьезному анализу, ибо ничего не означает. Я так понял его мысль.
Чтобы понять российское государство сегодня, не обойтись без широкого и глубокого захода в историю. И не только России. Этот исторический анализ - самое сильное и ценное в книге. Особенно анализ понятия "революция" - и общетеоретический, и применительно к нашей революции конца 80-х - начала 90-х годов, имеющей специфику. Анализ не по марксистской методе, слава Богу. По поводу этих глав могу выразить только свое искреннее восхищение и полное согласие, так как сам немало на эту тему размышлял, кое-что излагал, и пришел к таким же выводам. Разница лишь в терминах, но это несущественно.
Что еще? Власть в России всегда персонифицирована, поэтому несколько глав посвящены Владимиру Путину. Куда же без него? Я считаю, что это - лучшее из того, что было написано о ВВП. Без придыхания и отвращения. Sine irae et studio. Не уверен, что эти главы так уж понравятся истовым путинистам, но автора это не волновало.
И вообще. У Юрия Гиренко есть весьма четкие и определенные взгляды. Он - либерал-консерватор, НЕкоммунист и НЕсоциалист. Своих взглядов он не скрывает, но и не выпячивает. А когда анализирует политическую реальность - и вчерашнюю, и сегодняшнюю, и потенциальную завтрашнюю - остается объективным. Настолько, насколько это возможно. Ведь всякой объективности бывает предел".
Достаточно о политике. Юра был не только политологом - редчайший случай, когда этот туманный термин подходил к человеку, публицистом и политтехнологом, историком по образованию и мыслителем по складу личности.
Юра был не только очень умным человеком, каких мало, и общение с которыми делает собеседника умнее, если, конечно, у собеседника имеются мозги.
Юра был исключительно порядочным человеком, для которого невозможны были в принципе низкие, нехорошие поступки.
Юра был талантлив едва ли не во всем, чем занимался. Он писал пьесы в стихах, которые я, к сожалению, не читал целиком, только отрывки, но я обязательно восполню этот пробел. Он писал стихи. Сам называл их иронично "как бы стихи", но это не "как бы", а истинная поэзия.
Юра оставил нам поразительное и уникальное поэтическое завещание - Цикл "Азбука сонетов".
Он успел завершить этот уникальный поэтический труд, в котором, как я считаю, сумел с максимальной полнотой выразить себя в предельно жестких поэтических кондициях русского сонета, принятых им на себя добровольно формальных обязательствах.
Получилось нечто неповторимое.
Эти стихи могут кому-то невнимательному показаться "упражнениями в рамках заданной формы", но это не так.
Насколько я знал Юру, он сумел в этих сонетах предельно откровенно выразить себя, своё трагическое мироощущение и всепроникающую, всепобеждающую иронию, которая одна помогала превозмочь свинцовые мерзости бытия. При этом виртуозность формы не мешает, а наоборот усиливает глубину содержания.
Азбука сонетов. Первая часть Азбука сонетов. Вторая частьПоэзия должна прежде всего звучать
Click to view
Click to view
Светлая память. Царствие Небесное.
Необязательные мемуары