Скрипичные концерты. Пауль Хиндемит

Jul 26, 2024 09:29

Paul Hindemith; 1895 - 1963. Композитор ХХ века, писавший музыку для всех видов музыкальных инструментов, с оркестром и без оркестра, как и наш Дмитрий Шостакович, кстати.
Без скрипичного концерта он никак не мог обойтись.
А я неожиданно начну с антирецензии на этот концерт, авторства mendelbookinist, отсюда.
Слушайте и судите сами. Я бы не сравнивал с трагическим шедевром Альбана Берга, но и так сильно ругаться тоже не вижу причин.
Там антирецензия

На мой взгляд, Хиндемиту не удалось написать Концерт для скрипки с оркестром, который мог бы соседствовать с шедеврами жанра, созданными в 30-е годы прошлого века - Концертами Шенберга, Берга, Бартока, Стравинского. Даже героические усилия Давида Федоровича Ойстраха, который всегда старался "вытаскивать" средние или откровенно слабые произведения (как, например, Концерт Кабалевского), и достойное дирижирование Яши Горенштейна не меняют впечатления о Концерте Хиндемита как о довольно посредственной, затянутой, даже несмотря на небольшие по времени части, музыке.

Слушая, я никак не могу понять, зачем все эти звуки, эти пресловутые виртуозные пассажики скрипки, не несущие, в сущности, никакой смысловой нагрузки. Еще больше раздражают потуги на какой-то глубокомысленный лиризм, который, вместе с бравурными моментами, являет собой кашу из недоделанных, необработанных мыслей, в сыром виде обрушившихся на слушателей. Даже когда кажется, что уху наконец есть, за что зацепиться, следующий поворот мысли снова ставит на его пути непреодолимую затычку. Не могу сказать, что Концерт - совсем слабая музыка, потому что какие-то интересные фрагменты в нем есть, но общего впечатления о том, что это весьма среднее произведение, они, к сожалению, не меняют. А каденция третьей части - это откровенная скука, набор не связанных друг с другом звуков. Разве можно это сравнить по значимости с тем же Концертом Шенберга, где каждый звук в скрипичных каденциях насыщен колоссальным смыслом, с музыкой, в которой нет ни малейшего пространства для просачивания воды?

Играет Давид Ойстрах, дирижирует вроде бы сам автор, Пауль Хиндемит

image Click to view



Легкая музыка
Мгновения классики

музыка

Previous post Next post
Up