Paul Hindemith; 1895 - 1963. Композитор ХХ века, писавший музыку для всех видов музыкальных инструментов, с оркестром и без оркестра, как и наш Дмитрий Шостакович, кстати.
Без скрипичного концерта он никак не мог обойтись.
А я неожиданно начну с антирецензии на этот концерт, авторства
mendelbookinist,
отсюда.
Слушайте и судите сами. Я бы не сравнивал с трагическим шедевром Альбана Берга, но и так сильно ругаться тоже не вижу причин.
Там антирецензия
На мой взгляд, Хиндемиту не удалось написать Концерт для скрипки с оркестром, который мог бы соседствовать с шедеврами жанра, созданными в 30-е годы прошлого века - Концертами Шенберга, Берга, Бартока, Стравинского. Даже героические усилия Давида Федоровича Ойстраха, который всегда старался "вытаскивать" средние или откровенно слабые произведения (как, например, Концерт Кабалевского), и достойное дирижирование Яши Горенштейна не меняют впечатления о Концерте Хиндемита как о довольно посредственной, затянутой, даже несмотря на небольшие по времени части, музыке.
Слушая, я никак не могу понять, зачем все эти звуки, эти пресловутые виртуозные пассажики скрипки, не несущие, в сущности, никакой смысловой нагрузки. Еще больше раздражают потуги на какой-то глубокомысленный лиризм, который, вместе с бравурными моментами, являет собой кашу из недоделанных, необработанных мыслей, в сыром виде обрушившихся на слушателей. Даже когда кажется, что уху наконец есть, за что зацепиться, следующий поворот мысли снова ставит на его пути непреодолимую затычку. Не могу сказать, что Концерт - совсем слабая музыка, потому что какие-то интересные фрагменты в нем есть, но общего впечатления о том, что это весьма среднее произведение, они, к сожалению, не меняют. А каденция третьей части - это откровенная скука, набор не связанных друг с другом звуков. Разве можно это сравнить по значимости с тем же Концертом Шенберга, где каждый звук в скрипичных каденциях насыщен колоссальным смыслом, с музыкой, в которой нет ни малейшего пространства для просачивания воды?
Играет Давид Ойстрах, дирижирует вроде бы сам автор, Пауль Хиндемит
Click to view
Легкая музыка Мгновения классики