Студент. Телеспектакль по комедии Александра Грибоедова (1969)

Jun 25, 2024 03:00



Телеспектакль по одноименной комедии Александра Грибоедова, написанной совместно с Павлом Катениным.
Молодой провинциал Евлампий Аристархович Беневольский, окончивший курс Казанского университета, появляется в Петербурге в доме знатного вельможи Звездова. Звездов был когда-то знаком с его отцом и по неосторожности обещал в будущем устроить судьбу его сына, оказать ему протекцию и женить на своей воспитаннице Вареньке. Романтичный и наивный Беневольский полон надежд и мечтаний, которым не суждено сбыться…

Гл. ред литературно-драматических программ 1969
Режиссер - Нина Кодатова
Оператор - Валерий Костин
Оператор - Александр Фукс
Художник - Николай Чернявский
Актер - Олег Табаков (Беневольский)
Актер - Леонид Галлис (Звездов)
Актер - Елена Козелькова (Звездова)
Актер - Людмила Крылова (Варенька)
Актер - Петр Щербаков (Федор)
Актер - Виктор Тульчинский (Иван)
Актер - Борис Никифоров (Саблин)
Актер - Юрий Комаров (Полюбин)
Актер - Сергей Некрасов (Прохоров)
Актер - Рогволд Суховерко (Швейцар)
Актер - Авангард Леонтьев (Мальчик)
Строго говоря, у комедии два автора - Грибоедов и Павел Катенин. Сравнивать с "Горем от ума" невозможно, бессмысленно. Пиеска нравоучительная, но характеры не довольно хорошо выписаны. Главный герой намеренно чудаковат, изъясняется заковыристо и кудряво, но другие действующие лица реагируют на него неадекватно. Еще менее адекватно ведет себя барин-вельможа Звездов, не в пример Фамусову.
Сам сюжет простоват, прямолинеен. Удивил слуга главного героя, который от него уходит в финале, так как у хозяина кончились деньги. Вот мог бы так Осип от Хлестакова сбежать, например? Смешно. Вообще-то слуги обычно были крепостные, насколько я понимаю, не вольнонаемные. Впрочем, ладно. Грибоедов с Катениным сочиняли концептуальную комедию.
Вот что о ней написано.

В 1817 году в свет выходит комедия Грибоедова «Студент». По свидетельствам современников, небольшое участие в ней принимал Катенин, но скорее его роль в создании комедии ограничивалась редактурой. Произведение имеет полемический характер, направлено против «младших карамзинистов», пародируя их произведения, тип художника сентиментализма. Основной пункт критики - отсутствие реализма.

Приёмы пародирования: введение текстов в бытовой контекст, утрированное использование перифрастичности (все понятия в комедии даются описательно, ничего не названо прямо). В центре произведения - носитель классицистичного сознания (Беневольский). Все знания о жизни почерпнуты им из книг, все события воспринимаются сквозь опыт чтения. Сказав «я это видел, я это знаю», подразумевает «я читал». Герой стремится разыграть книжные истории, жизнь ему кажется неинтересной. Лишённость реального чувства действительности позже Грибоедов повторит в «Горе от ума» - это черта Чацкого.

Телеспектакль живенький, насколько можно было из этих положений что-то интересное сделать.
Беневольский - совсем не Чацкий, прямо скажем, и никакого "горя от ума" не испытывает. Хотя попадает в неприятную коллизию. Табаков всё делает здорово, профессионально, хотя я так и не понял, зачем он периодически произносит "Чо грите?" Это странно, да и штампов многовато. Другие актеры в общем неплохи, но ансамбль неровный. Молодой Петр Щербаков органичен, молодая Козелькова симпатичная, но актриса средняя, Леонид Галлис пытается оправдать весьма неадекватный образ барина Звездова, и у него даже получается, чудесна Людмила Крылова, да она всегда хороша, ну а остальные не очень интересны.
Откровенно говоря, не понимаю, зачем надо было реанимировать эту комедию и делать по ней телеспектакль. Про режиссера Нину Кодатову я никогда не слышал.
Еще

image Click to view









Мое кино

куриозы

Previous post Next post
Up