Заполнил лакуну в русской классике

May 20, 2024 21:18

Прочитал "Обыкновенную историю" Ивана Александровича Гончарова. Да, только сейчас. Видел знаменитый спектакль Современника, классическую постановку Галины Борисовны Волчек, причем видел дважды - и в телевизионном варианте с Олегом Табаковым и Михаилом Козаковым, и живьем на сцене, с Андреем Мягковым и Валентином Гафтом. Фильм-спектакль - сильнее и глубже, но в театре раз на раз не приходится.
Мягков в роли Александра Адуева был плосковат и простоват, Гафт и Козаков не уступят друнг другу, но дело даже не в этих частностях, а в том, что в театре, на мой взгляд, роман упростили и спрямили. Инсценировку делал Виктор Розов, он и сочинил моралитэ в своем духе: что лучше и достойнее быть мечтателем и идеалистом, как Адуев-младший, Александр, чем заземленным прагматиком, не верящим в любовь, как дядюшка Адуев-старший, Петр Иванович. А в финале пьесы и спектакля они резко меняются местами. Александр превращается в банального карьериста, причем Табаков это делал потоньше, поизящнее, а Мягков совсем грубо, а Петр Иванович его осуждает.
У Гончарова всё не так двухцветно и однозначно. Дядюшка на самом деле не меняется, не превращается в идеалиста. Он по-прежнему руководствуется разумом и только разумом, а не чувствами. Понимая, что жена его серьезно больна, что петербургский климат ее убивает, он решает выйти в отставку и отвезти ее на воды и в теплые страны. Это не эмоциональный порыв, а прагматичный рациональный поступок. Ну а племянник, неоднократно побитый жизнью, просто становится нормальным, обыкновенным человеком - недаром ведь история названа "обыкновенной".
Эта обыкновенная эволюция характера Александра Адуева выписана необыкновенно умно и точно, с юмором и с элементами литературных пародий на всякое романтическое чтиво (Марлинский, Загоскин и пр.), но лично у меня этот герой особой симпатии не вызывает. Мне кажется, что у автора тоже, не в пример Обломову. Хотя Адуев на некоторо время тоже превращается в своего рода "личинку" Обломова, но это временно, это лишь один из этапов.
Впрочем, это неизбежно, что в театре любая проза упрощается, из зрительного зала, да хоть бы перед экраном телевизора не рассмотреть все нюансы. Переход произведения из одного вида искусства в другой подчиняется объективным законам.
Роман Гончарова я прочитал за полтора дня, взахлёб, почти без пауз и передышек. Проглотил фактически. Надо, обязательно надо читать русскую классику. И перечитывать. И не только русскую.

литературное

Previous post Next post
Up