Михаил Михайлович Жванецкий. 1934 - 2020. Не дожил 4 года. Родом с Одессы. Жил в Москве, выступал по российскому телевидению и имел российское гражданство. А что было бы, если - бессмысленные спекуляции ни о чем.
Повторю то, что написал в 2020 году.
Когда умер Михаил Жванецкий, я лежал с температурой от 38 до 40, и писать не мог. Но теперь это надо сделать, пока не кончился этот жуткий год.
Когда умер Михаил Жванецкий, хлынули бурные и мутные потоки панегириков и славословий, не всегда искренних. У нас принято, когда умирает деятель культуры и искусства, производить его в гении, в Великие и Незаменимые, кем бы он ни был, что бы ни делал до того и как бы авторы этих панегириков на самом деле ни относились к усопшему.
Михаил Михайлович Жванецкий был на самом деле незаурядным мастером слова, остроумным и талантливым человеком, работавшим в интересном жанре сатиры, хотя не только. Но во всём нужно чувство меры, в том числе и в панегириках, я считаю.
У Жванецкого был "золотой век", золотой период - 80-годы до перестройки. Сейчас мало кто знает, тем более помнит, что то была "магнитофонная эра". Очень многие люди, собравшись вместе со специально для этого приглашенными гостями - друзьями, родными и близкими, слушали магнитофонные записи двоих - Высоцкого, уже покойного, и Жванецкого, живого, здорового, но частично подпольного. Это было не просто "сатира и юмор", такого хватало и без Михал Михалыча, это был некий особенный, специфический жанр, да не просто жанр, а явление культуры.
Оно в какой-то мере пробивалось и в подцензурную сферу, например, в передачу "Вокруг смеха", это было остроумно и здорово, но в тех номерах, выступлениях Жванецкого не хватало самого острого, цимеса, без которого "блюдо" становилось пресным.
На мой субъективный взгляд - а у каждого человека свой взгляд, своё мнение субъективно - таких высот, как в первой половине 80-х годов, Жванецкий впоследствии больше никогда не достиг. Он стал разрешенным, даже можно сказать официозным и, простите, не очень интересным. Пытался я послушать несколько раз "Дежурного по стране", и увы, это было скучно, это было однообразно, вторично, несмотря на блистательное словоплетение, Михал Михалыч как будто топтался и топтался на одном месте...
Конечно, и ТАК никто другой не умел, но у меня оставалось впечатление, что я всё это уже раньше слышал.
Ну а теперь он ушел. Светлая память. Царствие ему Небесное.
Вспомним золотой период, я попробовал найти записи той поры, в том числе подцензурные
1987
Click to view
1982
Click to view
Click to view
Click to view
Еврейский пароход
Click to view