Режиссёр Михаил Локшин
Продюсеры Леонард Блаватник
Рубен Дишдишян
Игорь Толстунов
Юлия Иванова
Наталия Клибанова
На основе одноимённого романа Михаила Булгакова
Авторы
сценария
Михаил Локшин
Роман Кантор
В главных
ролях
Аугуст Диль
Евгений Цыганов
Юлия Снигирь
Клас Банг
Юрий Колокольников
Алексей Розин
Полина Ауг
Оператор Максим Жуков
Композитор Анна Друбич
Художник-постановщик Денис Лищенко
Кинокомпании «Марс Медиа Энтертейнмент»
«Амедиа»
«Профит»
при поддержке «Фонда кино»
Дистрибьютор «Атмосфера кино»
Длительность 157 мин
Страна Россия
Языки русский, немецкий, латинский, арамейские
Год 2024
Сразу скажу: фотографии не передают красоты Юлии Снигирь в роли Маргариты. Они выглядят, как бледные репродукции (да и прочие иллюстрации на удивление неудачны, бездарные криворукие недоумки их делали). Юлия красива до умопомрачения. Так что я даже с трудом могу сказать, какая она актриса.
Роман Булгакова я не люблю,
вот здесь в свое время сформулировал свои претензии к нему. Из двух прежних фильмов мне больше нравится версия Юрия Кары, но обе экранизации сделаны по принципу рабского следования букве и фабуле романа, фраза за фразой, сцена за сценой, это иллюстрация, чуть хуже, чуть лучше, все нюансы - дело вкуса.
Михаил Локшин пошел по другому пути - творческого преображения, переделки, создал даже не свою версию, а свою фантазию на темы МиМ. Что лучше - каждый решает сам. Творческие переработки "Соляриса" (в меньшей степени, только финал) и "Пикника на обочине" (коренным образом) Тарковским, на мой взгляд, интереснее, глубже, мощнее литературных оригиналов. Локшин не Тарковский, дарование не того масштаба, но он в своей переработке последователен и логичен.
Я так понял (не все со мной согласятся, но я понял именно так), что режиссер пошел на "эвгемеризацию мифа", рационализацию всей мистической/фантастической составляющей романа. Все фантастические эпизоды - полёт Маргариты, бал у Сатаны, сеанс "черной магии" и пр. - поданы как сны, фантазии, галлюцинации Мастера. Они существуют только в его писательском воображении, ну и в воображении отдельных читателей - Маргариты и Воланда.
Про Маргариту я уже сказал, она так красива, что я не в состоянии анализировать исполнение, хотя по всему видно, что Юлия Снигирь как актриса сильно прибавила, выросла по сравнению с "Обитаемым островом", где она была беспомощная и никакая. Мастер - Евгений Цыганов - похож на Булгакова, эдакий стилистический диссидент, а больше сказать нечего. Воланд - немецкий актер Аугуст Диль, игравший нациста в "Бесславных ублюдках" Тарантино (я весь фильм вспоминал, где я его видел) - инфернальный, вполне дьяволический, вот только герой его - скорее немецкий профессор-консультант, а Сатаной он становится лишь в воображении Мастера и, видимо, Маргариты.
Из актеров: как всегда, великолепен Женя Князев (Берлиоз), очень хороши Алексей Гуськов, Ярмольник, Марат Башаров, Игорь Верник и Колокольников. Другие слабее. Полина Ауг, изображающая Геллу, не понравилась совсем. Уточнять причины не хочу.
Важнее всего для режиссера было суровое и беспощадное разоблачение сталинского кровавого режима (без кавычек). Этому он посвятил лучшие эпизоды и кадры фильма, хотя иногда впадает в неуместную пошлость - например, распятые во внутреннем дворе НКВД, бред какой-то. А вот бунт Маргариты-ведьмы, яростно срывающей советские плакаты с лозунгами, снят отлично.
Действие фильма происходит в фантастической Сталинской Москве, которой никогда не было, с Дворцом Советов на месте храма и бассейна, это вроде бы называется дизельпанк, где повсюду шныряют чекисты, люди исчезают, арестовывают и Мастера, хотя потом его почему-то отправляют на принудительное лечение в психушку, явный анахронизм, из другой эпохи, в сталинское время арестованных по 58-й статье (а именно ее вменяют Мастеру) отправляли совсем в другом направлении.
Это мелкая неувязка, не принципиальная. А вот все сцены с Понтием Пилатом (какой-то датский (!) актер Claes Kasper Bang) и Иешуа получились проходными и слабыми. Режиссеру был намного важнее "товарищеский суд" над писателем Мастером, которого травят советские коллеги-собратья. На мой вкус, эти сцены сделаны грубовато, плосковато, в лоб и банально-примитивно. Воображаемый бунт против советской символики гораздо художественнее, тем более, что в итоге поджигают всю фантастическую Москву, и Воланд сотоварищи с улыбкой смотрит на этот пожар.
Судя по всему, буйные фантазии режиссера повлияли и на психику некоторых зрителей. Так г-н Холмогоров разглядел в фильме "пропаганду терроризма, сатанизма", чуть ли не апологию русофобии и наезды на нынешний российский режЫм. Ну что ж, каждый видит то, что хочет видеть. Оголтелая антироссийская позиция режиссера Локшина, объявленная им после фильма, никаким образом не должна накладываться на сам фильм. Что же касается острой и художественно ярко оформленной критики Сталина и классического интеллигентского "1937 года", то тут пусть каждый решает, насколько это актуально.
По-моему, эмоциональная сила картины, во многом благодаря музыке, автором которой значится Анна Друбич, покрывает ее слабости, недостатки и смысловые недоработки.
Еще
Пока только трейлер. В интернете фильма нет. Надо идти смотреть в кино, что я всем советую
Click to view
Мое кино