Михаил Калатозов - 120

Dec 28, 2023 19:00



Михаил Константинович Калатозов. 1903 - 1973. Его настоящая фамилия Калатозишвили, но грузинским кинорежиссером он не был. Советским был, снимал фильмы, яркие, запоминающиеся, более или менее удачные, самая известная его картина "Летят журавли" была сильно переоценена. Но в любом случае это был незаурядный художник кинематографа.
Приведу несколько своих откликов-описаний его фильмов.





Режиссёр Михаил Калатозов
Авторы
сценария Сергей Третьяков, Михаил Калатозов
Операторы Шалва Гегелашвили, Михаил Калатозов
Композитор Зоран Борис
Кинокомпания Трест Госкинпром Грузии
Дистрибьютор Госкинпром Грузии
Длительность 49 мин.
Страна СССР
Язык русский
Год 1930
Фильм документальный, но в нем есть чисто игровые эпизоды и много постановочной съемки.
Содержание малоинтересно: вот, мол, живут в горах такие сваны, нищие, забитые, приносят жертвы, молятся, вкалывают, нет у них соли, да и вообще ничего нет, так как их мир изолирован снегами и ледниками; но вот советская власть как проложит дорогу, так и... Подозреваю, что с 1929 года, когда снимался фильм, в Сванетии мало что изменилось. Ну разве что телевизоры появились да вертолеты, а жизнь там легче не стала.
Сваны, насколько мне известно, до сих пор отделяют себя от грузин в целом, у них свой диалект, название фильма "Джим Швантэ", как я понимаю, как раз на диалекте.
Но в этом фильме главное - форма. Снято потрясающе, великолепно, с головокружительной виртуозностью. Калатозов был большой мастер такой головокружительной эстетики съемки.
Ну и неплохая советская публицистика - текст Сергея Третьякова, расстрелянного за чрезмерно пылкую любовь к революции, Сталин таких идейных не любил.





image Click to view



Летят журавли



Режиссёр Михаил Калатозов
Автор
сценария Виктор Розов
В главных
ролях Татьяна Самойлова
Алексей Баталов
Оператор Сергей Урусевский
Композитор Моисей Вайнберг
Кинокомпания Киностудия «Мосфильм»
Дистрибьютор MOKÉP[d]
Длительность 97 минут
Страна СССР
Язык Русский
Год 1957
Режиссер Михаил Калатозов. Конечно, я видел этот фильм раньше, и он тогда произвёл на меня сильное впечатление. В свое время он на всех сильное впечатление произвёл, так как был для своего времени - 1957 год - головокружительно смелым. Он очень искусно снят. Великолепный "монтаж аттракционов" по Эйзенштейну. Часы на чудом уцелевшей площадке среди руин разбомбленного дома. Журавлиный клин. Крутящиеся берёзы вперемешку со сценами воображаемой свадьбы в момент гибели Бориса. Несколько эффектных массовых сцен. Да еще посреди всех этих искусно и блистательно снятых кадров - необыкновенная красавица Татьяна Самойлова.
Как не восхититься этой красотой и искусством, с каким она показана. Искусно, искусство - слова однокоренные со словом искусственно, между этими понятиями невелика дистанция. НЕ хочу сказать, что фильм искусственный, но... Он уж очень хорошо сделан, выстроен, сработан. А широты и свободы "дыхания" не хватает.
Ну и потом - это мелодрама, а не трагедия. Искусная, профессионально сделанная мелодрама с эффектами на материале Великой Отечественной войны. Кстати, к оригиналу - пьесе Виктора Розова - это не относится. Там нет эффектов, там всё просто, но это другая тема.
А так - хороший фильм, конечно. И красавица Татьяна Самойлова (актриса с драматической, искривленной судьбой), и Великий Василий Меркурьев, и такой же Алексей Баталов, и Антонина Богданова, да и все остальные
И, безусловно, шедевр операторского искусства. Музыка Моисея/Мечислава Вайнберга тоже хороша.



Неотправленное письмо



Режиссёр Михаил Калатозов
Авторы
сценария Григорий Колтунов,
Валерий Осипов,
Виктор Розов
В главных
ролях Иннокентий Смоктуновский,
Татьяна Самойлова,
Василий Ливанов,
Евгений Урбанский
Оператор Сергей Урусевский
Композитор Николай Крюков
Кинокомпания Киностудия «Мосфильм»
Длительность 97 мин.
Страна СССР
Язык русский
Год 1960
Режиссер Михаил Калатозов. Фильм-катастрофа, но особого рода, о борьбе человека с природными бедствиями, катаклизмами. Группа геологов ищет алмазы - рефлектирующий и одновременно фанатичный Смоктуновский, брутальный Урбанский, лирико-драматический молодой Василий Ливанов и вдруг почему-то невзрачная Татьяна Самойлова, не видно ее особенной красоты.
Они гибнут один за другим, хотя Смоктуновский вроде бы выживает. По идее и по замыслу, должно разрывать сердце, вызывать если не слёзы, то хотя бы эмоции. Однако - не вызывает.
Замечательный оператор Урусевский, пронзительная и несколько истеричная музыка Николая Крюкова (талантливый был композитор), эффектные съёмки... Профессионально. Отлично снято. Но как-то холодно, уж извините. Трагедия не получилась. Истерики слишком много. Да и подзатянуто (как в более позднем фильме Калатозова со схожтими коллизиями "Красная палатка", который я частично помню).
Наверное, это преподносилось как прославление "подвига советского человека" _ Сабинина, героя Смоктуновского (актеру очень неуютно в этой роли, совсем она ему не подходит), да и всех остальных. Только за счет этого могла пройти картина с таким трагическим сюжетом.
Да, концовка сильная. Но оставляет равнодушным.



image Click to view



Красная палатка. La tenda rossa. The Red Tent



Режиссёр Михаил Калатозов
Продюсер Франко Кристальди
Авторы
сценария Роберт Болт
Эннио де Кончини
Михаил Калатозов
Юрий Нагибин
В главных
ролях Питер Финч
Шон Коннери
Клаудия Кардинале
Эдуард Марцевич
Оператор Леонид Калашников
Композиторы Александр Зацепин
Эннио Морриконе
Художник-постановщик Джанкарло Бартолини Салимбени[d]
Кинокомпании Видес чинематографика
Киностудия «Мосфильм».
Творческое объединение «Товарищ»
Paramount Pictures
Дистрибьютор Мосфильм
Длительность 158 мин
Страны СССР
Италия
Великобритания
Языки английский, русский, итальянский
Год 1969
Фильм интернациональный, советско-британско-итальянский. 1969 год, еще до всякой разрядки напряженности.
Фильм о реальном пространстве трагедии, и Калатозову было где развернуться: самоотверженность, подлость, подвиги, предательство, сильные страсти, жизнь и смерть. Получилось совсем неплохо, даже хорошо. Есть несколько сильных эмоциональных моментов, порой почти до слёз. И финал отличный, без лишнего напряга, весьма гармоничный, под замечательную музыку Зацепина (там с музыкой вышла какая-то фигня, у нас в прокате и по телевизору звучал Зацепин, за рубежом - Морриконе, но я его музыку не слышал, так что сравнивать не могу).
Фильм еще отмечен участием настоящих звёзд (хотя это ничего не гарантировало, беспомощной "Синей птице" не помогли ни Джейн Фонда, ни сама Элизабет Тэйлор). Шон Коннери, которого трудно узнать, и половину роли которого делает дублирующий его Юрий Яковлев. Питер Финч в главной роли, несколько немцев и итальянцев - Адорф, Крюгер, Джиротти. Ну и, наконец, сама Клаудиа Кардинале - душа кинокартины, вносящая в нее свет и тепло красоты, хотя ее героиня - истеричная баба, совершенно несправедливо наезжает на генерала Нобиле. Это вообще отдельная тема. Понимаю, что он сам себя казнит и обвиняет, как любой руководитель экспедиции, у которого погибли люди. Но - в чем он виноват? В том, что паршивец Лундборг вынудил его улететь первым со льдины? Но вернувшись на большую землю, Нобиле смог помочь спасти остальных, а если бы забрали кого-то другого, могли бы уже не успеть спасти.
Хотя, конечно, капитан последним уходит с корабля... Однако я считаю, что Нобиле в этом фильме судят слишком сурово, да и судят те, кто не вправе его судить.
В фильме снимались не только зарубежные звезды, но и наши. Очень хорош Марцевич, блестящий эпизод у молодого Никиты Михалкова, он тогда был отличным актером. Банионис тоже запоминается, а вот Юрия Соломина, да и Бориса Хмельницкого я толком не разглядел.
Резюмирую, что на сей раз этот фильм целиком понравился мне намного больше, чем когда-то давно, в советское время, по телевизору, большие фрагменты из него, которые мне почему-то казались затянутыми. Вот уж чего нет, того нет! Действие, динамика, темп - всё в полном порядке.
Еще




Музыка - Александр Зацепин

image Click to view


Песня Юрия Визбора

image Click to view



Мое кино

кино, память

Previous post Next post
Up