Чтоб покончить с Акуниным-Чхартишвили

Dec 21, 2023 21:23

Мне не нравится кампания "массового прозрения" и бурных признаний в нелюбви к его книгам. Не верю! Не всем, конечно, вкусовщина - такая штука, но массовым признаниям однозначно не верю. И врать не буду. Тем более, что мне всегда наплевать на политические взгляды и убеждения автора, которого я читаю.
Так вот, про Чхартишвили-Акунина я всё сказал в 2016 году, когда сабжу исполнилось 60 лет. Воспроизведу.

Григорию Чхартишвили-Акунину (плюс еще пяток псевдонимов) 60 лет. Надо сказать пару теплых слов, самое подходящее время.
Это вроде бы один человек, но он распадается на две составные части.
С Чхартишвили я знаком слабо. Читал, правда, две его книги - "Писатель и самоубийство" и сборник эссе о кладбищах разных стран. Характерный выбор. Эдакое публицистическое бюро ритуальных услуг. Не Чхартишвили, а Безенчук какой-то. Еще бы составить "Записки о типах гробов", и всё будет в ажуре.
Правда, Чхартишвили когда-то был серьезным литературоведом и переводчиком, специалистом по японской литературе, у меня есть несколько сборников Юкио Мисимы, гомосексуального самурая и писателя, где Чхартишвили выступает во всех ролях сразу - и переводчик, и автор предисловия-комментариев. Но до этой его ипостаси я никак не доберусь.

С Акуниным же я очень хорошо знаком. Прочитал ВСЁ, что было им написано до 2006 года, и кое-что из более позднего. Так что имею полное право высказаться.
Мое знакомство с книгами Акунина случилось примерно в 2000 году, в магазине издательства Ad Marginem возле Новокузнецкой улицы (этот магазин давно ликвидирован, не живут в Москве приличные книжные магазины).
Там выложили сразу несколько книг из серии про Фандорина, я их долго осматривал со всех сторон, щупал, нюхал, вчитывался в первые абзацы, в результате чего сказал коллегам, с которыми вместе зашел тогда в магазин: это надо попробовать на зуб! Рекомендую.
И не прогадал.

Первые примерно десять книг про Фандорина - суть очень хорошие детективы. А уж я в этом жанре знаю толк! На русском языке хороших детективов не просто мало, а практически их нет. Про донцову-маринину и им подобных говорить неприлично. Всякие Вайнеры - это приключенческая литература в широком смысле, и я их многословные опусы детективами не считаю.
В общем, Акунин - именно Акунин, а не Чхартишвили - первый, лучший и единственный русский детективщик.
Был. Книги остались, их будут снова и снова читать. Я, например, некоторые перечитывал несколько раз, хотя помню сюжет, однако тем не менее.
А автор исписался. Но об этом чуть позже.

Чем хороши детективы Акунина, к коим я причисляю серию про Фандорина, созданную до 2006 года, первые две книги про Пелагею и пару романов про внука Фандорина, из современной жизни?
Блистательно выстроенной интригой с неожиданными "поворотами винта" и вкусным, грамотным русским языком, все-таки чувствуется историко-филологическое образование. Хватило бы первого - умения строить сюжет. Но хороший язык всегда на пользу при чтении, как, например, у Агаты Кристи и других классиков детективной литературы.

Чем еще отличается Акунин того периода? Тем, что он не претендовал на лавры и статус писателя. Скромно сам называл себя беллетристом, литератором, и вполне этим удовлетворялся.
К сожалению, в какой-то момент Чхартишвили-Акунин все-таки вообразил себя ПИСАТЕЛЕМ, и читать его стало невозможно.
Повторяю, я знаю, о чем говорю, так как заставил себя прочитать и "шпионский роман" (из него потом сделали очень хороший фильм, но заслуги Акунина в том немного), и "детский роман", и серию рассказов, и какие-то скучные "квесты", и на них я сломался.
Это было неинтересно. Более того - даже интрига становилась все более плоской и все менее изобретательной. Например, в романе "Весь мир театр", про Фандорина, главный злодей-убийца просчитывается элементарно, на раз-два-три. Никогда такого прежде у Акунина не было.

В общем, литератор-беллетрист Акунин кончился, а писатель Акунин так и не появился на свет. Это не в его возможностях. Ну и не надо. Помянем отличного детективщика, придумавшего сыщика Фандорина - это уже очень много, и этого хватит на памятник и на долгую память.

Тем временем Чхартишвили-Акунин продолжает писать, выпускать книги, он возомнил себя историком, но всё, что выходит из него - явная, классическая, типическая графомания. Опять-таки знаю, что говорю. Я пробовал и это читать. Однако не осилил. Даже я, привычный ко всему!
Ну что ж, жить-то надо, вот и продолжает бывший беллетрист и экс-автор хороших детективов выпекать опус за опусом, засорять ноосферу и плодить макулатуру.
Ну а теперь стал вовсе "экстермистом", призывает к расчленение Россию.
Что не отменяет, хоть режьте меня, хоть ешьте.

литературное

Previous post Next post
Up