Юлий Яковлевич Райзман. 1903 - 1994. Классик отечественного кино. Снимал фильмы до последнего, и последние, по сценариям Анатолия Гребнева, "Частная жизнь" и "Время желаний", были лучшими его работами, они ничуть не устарели.
Ну и я тут смотрел и писал о кое-каких его более старинных фильмах. Вот подборка, которая дает представление о режиссере.
Итак
Машенька
Режиссёр Юлий Райзман
Авторы
сценария
Евгений Иосифович Габрилович
Ермолинский, Сергей Александрович
В главных
ролях Валентина Караваева
Михаил Кузнецов
Вера Алтайская
Оператор Евгений Андриканис
Композитор
Вольский, Борис Алексеевич
Кинокомпания Мосфильм
Длительность 77 мин
Страна
СССР
Язык русский
Год 1942
Частично про войну, но другую - советско-финскую, та "незнаменитая война" проходит фоном, а вообще фильм о любви и о человеческих отношениях между мужчиной и женщиной, естественно, сложных, местами запутанных, и финал открытый, там режиссер ставит многоточие.
Очень хорошая актриса с трудной судьбой Валентина Караваева и позабытый, хотя и плодовитый актер Михаил Кузнецов - очень точный и тонкий дуэт, с темами и вариациями, то есть, ссорами, расставаниями, изменой и возвращением на круги своя.
Удивительно, что в 1942 году сняли и такой лирический фильм, причем далеко не единственный, съёмки продолжались, невзирая ни на что, людям, героически надрывавшимся в тылу, надо было показать, что жизнь продолжается, и никакая война её не остановит.
Собственно, таково и содержание этого фильма: попав на фронт, и он, и она в перерывах между боями находят новые силы для продолжения своих отношений и даже перехода на новый уровень.
В эпизодической роли хорош молодой Николай Гриценко. Да и вся картина трогательная и ничуть не устарела.
Click to view
Поезд идёт на восток
Режиссёр Ю. Я. Райзман
Автор
сценария Л. А. Малюгин
В главных
ролях Л. Д. Драновская,
Л. П. Галлис
Операторы А. Н. Кольцатый,
И.В. Гелейн
Композитор Т. Н. Хренников
Кинокомпания Киностудия «Мосфильм»
Длительность 93 мин.
Страна СССР
Язык русский
Год 1947
Режиссер Юлий Райзман. 1948 год, фильм имел большой успех, но не понравился Сталину, он по ходу просмотра сказал "Я выйду на следующей остановке" и ушел, не досмотрев. В результате у создателей были неприятности, не у всех, и не очень большие - по тем временам, но все пьесы автора сценария Леонида Малюгина сняли с репертуара, Райзмана отправили в "ссылку" в Латвию, а актеров перестали снимать - Лидию Драновскую, которая прожила еще 58 (!) лет, но ни одной не то что главной, но даже заметной роли у нее больше не было. Ей поломали жизнь. Ее партнеру Леониду Галлисау легче пришлось, он и в театре много играл, и снимался регулярно. Потом. После смерти Сталина.
Что ему не понравилось, сказать трудно. В принципе, вполне традиционная кинокомедия тех времён, отлично снятая, динамичная, ироничная местами, советское road movie, редкий жанр в ту пору. Может быть, вождя не устроила главная героиня - нетипичная кинозвезда, не похожая на официально утвержденных "кинопримадонн", да еще чересчур игривая, кокетливая и стервозная. Советской девушке такой быть не положено.
Сталин был консервативен и не любил нетрадиционные проявления во всех видах, а фильм Райзмана неким образом, невольно и изнутри, разрушал традиции. Сегодня это трудно разглядеть, но в 1948 году любой мелкий нюанс, нарушавший и разрушавший привычную картину, бросался в глаза. Публика расслышала легчайшее изменение интонации, и это нравилось массам.
А вождь на сей раз разошелся с народом. Сталин, кстати, не запрещал фильм! Не ругал его, не критиковал, не было никаких постановлений - как в других случаях. Подонки-лизоблюды и фуесосы сами подсуетились. Ну так обычное дело, в любой стране, вот сейчас в США творят то же самое.
Поёт сам Тихон Хренников, автор музыки к фильму
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Click to view
Музыка Тихона Хренникова
Click to view
Коммунист
Режиссёр Юлий Райзман
Автор
сценария Евгений Габрилович
В главных
ролях Евгений Урбанский
Софья Павлова
Композитор Родион Щедрин
Кинокомпания «Мосфильм»
Длительность 111 мин.
Страна СССР
Язык Русский
Год 1957
Режиссер Юлий Райзман. 1957 год. Никогда не смотрел этот фильм. Видимо, название отпугивало. Но фильм был бы совсем неплохим, если бы не пафосный авторский текст и Лукич, то бишь Ленин. Причем первый эпизод с ним, когда Вождь и учитель, словно deus ex machina, помогает достать гвозди Урбанскому, то есть, его герою - забавный, и показывает советский бардак с бюрократией, начавшийся прямо с 1918 года и так и не закончившийся вплоть до развала-распада СССР, да и сейчас осталось немало "родимых пятен". Но второй эпизод, с телефонным разговоров - полный фальшак, пришлёпнутый к фильму в честь 40-летия Октября.
Всё остальное очень даже реалистично, достоверно, ну, то есть, почти. Странная сцена, когда кучка коммунистов просят у деревенских жителей то приют, то хлеб. Понятно. что на самом деле они не просили, а приказывали и чуть что - стреляли, да была же и продразвёрстка, но об этом предпочли умолчать.
Главный герой, и коммунист, и герой-любовник - обаятельный и наивный фанатик, но почему-то он человечнее и симпатичнее того же Павки Корчагина. И почему-то он ходит все время безоружный, что довольно странно. Но Урбанский сумел всё оправдать, что называется, создал образ, которому нельзя не верить. Остальные актеры тоже, вроде, ничего. Хороша и героиня, которую играет Софья Павлова, актриса, так себя по большому счету не реализовавшая.
Снят фильм вполне профессионально, школа советского кино была отличная.
Click to view
А если это любовь?
Режиссёр Юлий Райзман
Авторы
сценария Иосиф Ольшанский
Нина Руднева
Юлий Райзман
В главных
ролях Жанна Прохоренко
Игорь Пушкарёв
Оператор Александр Харитонов
Композитор Родион Щедрин
Кинокомпания киностудия «Мосфильм»
Длительность 102 мин.
Страна СССР
Язык русский
Год 1961
Был знаменитый и чуть ли не скандальный (!) советский фильм 1961 года. Один десятиклассник влюбился в одноклассницу, пишет ей любовные письма, они встречаются - не в нынешнем, а в обычном буквальном смысле, даже толком не обнимаются и не целуются, про интимные отношения даже намека нет. И все равно разражается скандал - из-за любовного письма, дура и сука-учительница "сталинского" пошиба, прочий педсостав, родители тоже против. Ну и в результате ничего не получается, надо типа не любить, а учиться и работать.
По моему впечатлению, в данной ситуации любит только парень, а она - красавица Жанна Прохоренко - позволяет себя любить, потому чувство и не расцветает в полную силу, а вовсе не из-за учителей, родителей и соседей по двору.
Честно говоря, не знаю, как это всё было в советских школах в 1961 году - в мое время, ненамного позже, спустя лет 10-15, секса особо не было, но мой одноклассник женился в десятом классе, и никакого скандала из-за этого не было.
Тут вся острота конфликта не во времени, а в месте действия - так мне кажется. Все эти любовные коллизии происходят в поселке, по сути дела в слободе, то есть, еще не город (хотя внешне похоже), уже как бы не деревня, а по сути все равно деревня. И все передряги из-за идиотизма деревенских нравов, тем более, что у главной героини мамаша типично деревенская.
Вот в этом и была вся беда! Советская власть вытащила массы народу из деревни, но вытащить из них деревню не смогла, да это было невозможно. И это самое деревенское ханжество, показное "пуританство" и господствовало в обществе, и губило судьбы молодых людей.
В фильме всё это есть, только надо увидеть. И сцена в опустевшей церкви тоже не случайна. Да и снят фильм великолепно, одно шоссе с бесконечными грузовиками, через которое школьники каждый день с риском для жизни вынуждены перебегать, и ни одна машина не тормозит, и никакого знака "Острожно дети!" нет - многого стоит. Ёмкий образ.
Вот так и жила страна, всё для стройки, а на людей, в том числе на молодых, на будущее, глубоко наплевать.
Еще
Первая роль Андрея Миронова
Click to view
Мое кино