Сергей Залыгин - 110

Dec 06, 2023 19:00



Сергей Павлович Залыгин. 1913 - 2000. Русский писатель, местами советский. Так, например, он подписывал гневные "письма писателей в редакцию "Правды", обличающие Сахарова и Солженицына. Но не это определяет его личность, судьбу и творчество.
Главная черта его прозы и его общественно-культурной деятельности - честность. Это касается и повестей-романов о гражданской войне, по крайней мере тех, которые я знаю и читал, "Соленая падь", "Комиссия", а особенно "После бури" - вот уникальное произведение советского периода, посвященное "бывшим", интеллигентам, укрывавшимся от советской власти в сибирской глубинке. Помню, как я читал этот роман, опубликованный в журнале ("Дружба народов" вроде, но я не уверен) и обалдевал, как его могли пропустить в печать, и его главного редакторства в "Новом мире". Это - особенно и прежде всего.
В моих дневниках советской поры Залыгин упомянут дважды.
Первый раз в 1983 году в перечислении писателей в главке "Живет литература!": "С. Залыгин (поскучнее, но порядочный и тоже заслуживает внимания)№. Порядочность указана как отличительное свойство, присущее далеко не всем художникам, даже гениальным.
Второй раз в 1987 году, уже как главный редактор Нового мира и публицист:

Тупой миллионный поток в бездну

Первый номер "Нового мира" тоже очень хорош. Особенно повесть Гранина "Зубр", вещь потрясающая, хотя я прочел пока лишь половину, продолжение следует, и основной разбор впереди.
Там же отчет Залыгина о борьбе за отмену поворота рек, преступной акции, гигантской Панамы, названной "Проектом века". На ту же тему я прочитал многое, и поразмышляю еще, здесь ярко проявился наш советский абсурд, вся порочность нынешней системы, детища Сталина. И самое удивительное в нашей экономике вот что: выгода государства и выгоды министерств и ведомств не только не совпадают, они прямо противоположны.
Речь идет не о каких-то абстрактных идеях, не о моральных категориях, не о будущем, черт с ними, а о нормальной денежной выгоде. "Проект века" приносил миллионные убытки государству и огромные блага, деньги, премии, диссертации министерству, хотя оно и разоряет казну, но само обогащается.
Это полный абсурд, но это правда. Этот безумный проект вроде бы предотвращен. А сколько подобных афер уже провернули и провертывают дальше.
И что самое главное: даже сам Горбачев фактически не в силах этот тупой миллионный поток в бездну остановить.
Я слушал его беседу с писателями, он очень честно и хорошо говорил, в том числе, о том, что Госплан плюет на всех и на самого генерального секретаря, и срал на ЦК. Не в таких резких терминах, но так же резко он и сказал.
Удивительно, что хоть что-то повернули. Статья Залыгина названа "Поворот", но он имеет в виду и общественный поворот.

Сергея Залыгина есть за что чтить и благодарить. Да его и почтили при жизни, он стал академиком РАН, получил Премию Президента РФ, а до того Государственную премию СССР, да на излёте перестройки, в 1988 году стал Героем соцтруда, хотя, впрочем, к тому времени это звание было полностью девальвировано.

Но вот какая интересная штука! На мой субъективный взгляд, Залыгин принадлежит к той группе, когорте, плеяде русских и частично советских писателей, которых сегодня не читают.
Я не имею в виду тех, кто ничего не читает, таковых нынче подавляющее большинство, я имею в виду тех, кто продолжает читать книги, вроде меня самого. Нас мало, но мы еще есть, мы не все пока вымерли.
Но я - и не только я, знаю и берусь об этом судить - сегодня не читаю и не хочу читать многих настоящих писателей советской поры: Сергея Залыгина, Владимира Тендрякова, Юрия Трифонова, Виктора Астафьева, Андрея Битова, Виктора Конецкого, Бориса Можаева, Василия Белова, Федора Абрамова... Это те, кого я сходу вспомнил. Список неполный, и у каждого из нас, последних читателей, есть свои списки со своими нюансами и вариациями.
Что объединяет этих разных писателей? Во-первых, подцензурность, все они печатались в СССР, не были диссидентами или эмигрантами. Во-вторых, талант, все они создавали настоящую русскую литературу.
Потому что была еще паралитература - как я ее определяю, не квази, не псевдо, а именно ПАРАлитература, к которой я бы отнес, например, Анатолия Рыбакова, Юлиана Семёнова, братьев Вайнеров, да и много кого еще. Их паралитературные произведения становились основой выдающихся фильмов, были весьма популярны, продавались как бестселлеры, но это не настоящая литература. Впрочем, о паралитературе надо будет написать отдельно.
А вот группа вышеупомянутых авторов - это литература подлинная, истинная. Но ее почему-то сегодня не читают. Так уж сложилось. Отчего? Непросто дать ответ и объяснить, но тут есть о чем подумать.
Ну а Сергею Павловичу Залыгину - светлая память. Царствие ему Небесное.

литературное

Previous post Next post
Up