Предыдущая публикацияМне не очень нравится эта моя авторская колонка. В ней слишком много риторики, звона и громыхания. На такие темы писать надо жестче и четче, в другой раз иногда получалось. Здесь не очень.
Но пусть будет, тема важная, вечная и бесконечно актуальная, к сожалению.
Про детей написал
14 апреля 2010 года
Тема необъятная. Вот так, в одной колонке, ее не охватить. Еще не раз буду возвращаться.
А если вообще, то вот эти бесчисленные беспризорники - величайший позор для моей страны, не позволяющий считать ее цивилизованной
АПД Судя по отсутствию комментов, ЖЖ-публике насрать на этот национальный позор. Ну да, они занимаются более важными делами. Вот такие у меня сограждане.
Однако вот
Дети, которых нельзя потерять
«Лес рубят - щепки летят» - это не про людей. Особенно - не про детей. Надеюсь, наша суровая история заставила это понять. Жизнь каждого человека бесценна, уникальна, за нее необходимо бороться всеми возможными способами и охранять от всех невзгод.
В полной мере это относится к мальчику Артему, от которого отказалась американская приемная мамаша и выслала его в самолете на родину, в Россию, словно бандероль. Очень хорошо, что его персональным делом занимается уполномоченный по правам ребенка. Еще лучше, что судьбой мальчика озаботились министр иностранных дел и даже сам президент. Дай Бог парнишке здоровья и всяческих удач!
Здоровье и жизнь других наших детей, наших сирот, которые потеряли родителей или родители которых потеряли человеческий облик, усыновленных и удочеренных иностранцами, не может не волновать представителей государства. Особенно это должно быть близко США с их официальной доктриной «спасти рядового Райана».
И то, что из нескольких десятков тысяч российских детей, оставшихся без попечения родных и близких и переехавших за последние 20 лет в Америку к новым родителям, умерли 17 - не повод для утешения. Неуместно высчитывать процент, и вставлять словечки вроде «всего» и «только». Семнадцать потерянных жизней. Огромное число. Да и одной жизни слишком много.
За это надо спрашивать с приемных родителей. В деле международного усыновления/удочерения наших детей требуется жесточайший учет и контроль, полная прозрачность и юридическая четкость. И правильно, что этим занимаются в том числе и первые лица Российской Федерации. Наша страна подписала Конвенцию о правах ребенка. Новорожденные, грудные, малолетние - они тоже полноправные граждане.
Их ни в коем случае нельзя бросать в беде. А беда может приключиться с ними в самой благополучной, цивилизованной и демократической стране. С идиотскими - простите, но иного прилагательного тут употребить нельзя - утверждениями типа «в Америке/Португалии/Финляндии ребенку будет заведомо лучше» даже спорить противно. Ибо человечество пока слишком далеко от идеала, и плохие, подлые, непорядочные люди есть повсюду.
Замечательно, что Артему помогают на самом высоком уровне. Случай этот вопиющий, нельзя допускать, чтобы ребенка сначала усыновляли, а потом выбрасывали на улицу. Так даже с котятами и щенками не принято поступать. Что говорить о людях...
Однако дальше тут напрашивается «но». Нет, это не предлог для противопоставления. Только для напоминания.
Если уж говорить о правах ребенка, то надо вспомнить, что в России, по соседству с нами, обитает несметное множество беспризорных детей. Их еще называют уличными и безнадзорными. Да не будем играть терминами. Нашим согражданам слишком хорошо знакомо слово «беспризорник», и - к величайшему сожалению - не только из фильмов и книг Макаренко. Это жизнь, а не кино и не литература. Их тьмы, и тьмы, и тьмы.
Вот цитата из реферата «Беспризорность несовершеннолетних как социальное явление»: «По оценкам государственных структур и независимых экспертов, их число в России составляет от 1 до 5 млн. человек на почти 34 млн. несовершеннолетних (по данным переписи 2002 г.), что составляет от 2,9% до 14,7%». За минувшие восемь лет ситуация не изменилась в лучшую сторону. Генпрокуратура предполагает, что несчастных отверженных сегодня не менее двух миллионов.
Могут быть разные методики подсчетов, и в это число иногда включаются дети из так называемых «неблагополучных» семей, у которых формально имеются родители, которые, мягко говоря, не в состоянии контролировать своих отпрысков. Да разве дело в цифрах? Сто беспризорников - это уже безумно много. А тут счет идет на миллионы...
В Москве или Санкт-Петербурге беспризорных детей заметить трудно, но достаточно выехать за пределы столицы, и никуда от них не деться. Я видел их в Новгороде, в Петрозаводске, во многих других городах и весях. Можно было бы написать по этому поводу немало жалостных слов и фраз, да эмоциями делу не поможешь.
Проблема эта - не новая для нашей страны. Миллионы беспризорников уже были - в 20-е годы ХХ века, после Гражданской войны. Поменьше, но тоже немало детей оказалось на улицах после Великой Отечественной, особенно в прифронтовой зоне.
Между прочим, тоталитарный режим справлялся с этой проблемой. Огромный вклад, например, внес Дзержинский, которым теперь чуть ли не пугают детей. Для борьбы с беспризорностью «железный Феликс» использовал свою Чрезвычайную комиссию, ту самую, печально знаменитую - ЧК. Нет, не репрессиями и расстрелами. Вполне мирными, цивилизованными способами - обучением, воспитанием. Вот такие ядовитые парадоксы припасает нам история.
В результате из беспризорников выросли приличные нормальные взрослые. Я лично знаком с одним из них. Он до сих пор любит вспоминать, как в детстве грелся возле костров на свалке или возле котлов, где варили асфальт. Потом была «педагогическая поэма», перевоспитание в трудовой колонии. Помогло. Ему уже далеко за 80, дети, внуки, заслуженный отдых на пенсии главного инженера.
А что будет с нынешними беспризорными детьми? И трудно, невозможно понять, откуда взялась такая жуткая напасть, такая беда в современном «социальном государстве», как написано в нашей Конституции. Не было никакой опустошительной войны, да и революция 1991 получилась на редкость мягкой, почти «бархатной». Какие «реформы»выбросили на улицу эти неучтенные души?
Но если беда пришла, надо что-то делать, каким-то образом реагировать. Нового Дзержинского с могущественной ЧК взять теперь негде, что, возможно, и к лучшему. Не берусь давать советы, как именно решать эту проблему. Понятно одно: заниматься этим тоже надо на самом высоком уровне. И уполномоченному по правам ребенка, и другим официальным лицам. Они так хорошо и правильно помогли Артему, от которого отказалась приемная мать. Время спасать остальных.
Вперед в прошлое. Мои исторические публикации