Нина Николаевна Садур. 1950 - 2023.
Она была талантливым драматургом. Две ее пьесы я успел застать на сцене, причем дважды, когда я еще хъодил в театр, и я написал о спектакле в дневнике.
Воспроизведу эту запись
Видел опять "Чудную бабу" и "Ехай" Нины Садур в Ермоловском (а до того в "Дебюте", в постановке В. Быкова, ни хрена не разобравшегося и запутавшего зрителей). В. Долгачев сработал чище и четче, всё стало гораздо понятнее.
У Нины Садур усложненная манера говорить о простых вещах, хотя иногда она сама запутывается и тем смущает всех, кто имеет дело с ее пьесами.
"Ехай"- пьеса попроще, вот она. Некий деревенский мужик решил броситься под поезд, а машинист не желает на него наезжать. Меж ними бурный спор. Мужик кричит: Ехай! Машинист уговаривает его остаться жить, хотя мужик дерьмоватый и похоже, что каторжный.
Нравственное соотношение понятно, распределение авторских симпатий неясно. Вдруг мужик, до того изъяснявшийся о невыносимой жизни, что дошел до точки, называет причину, зачем лег под поезд: жена не дала пятерку на вино.
Причина ничтожная, несообразная, но машинист верит и 5 рублей дает, а мужичок лихо вскакивает бежать в магазин. Но машинист разошелся, разговорился, он тут душу распахивал, жизнь свою (весьма куцую) рассказывал, и на тебе, ни ответа, ни привета, и он стыдит мужичонку, как бы беря возмещение за то, что, якобы, его спас от смерти.
сцена из какого-то спектакля по пьесе "Ехай"
Старушонка, мужичонка и куча вранья
Тут возникает фантасмагорическая старушка, потерявшая козлика, из ближней деревни. А мужик, оказывается, вовсе не оттуда, а черт знает откуда свалился. Машинист это скумекал и возмущен. Он тут раскрылся, а мужик-то врал.
Да тут еще старушка решает мужичка себе взять под кров. Машинист, недавно такой гуманно благородный, отговаривает старушку, начинает всякие гадости говорить про мужичка и становится крайне неприятен.
Беседа переходит на некие обобщенные темы и сводится к тому, что русская земля прекрасна и по ней надо ходить ногами, а не ездить на паровозах (старушка какая-то вся из прошлых веков). И мужик с бабой уходит, отдав 5 рублей, которые ему и не были нужны, у него куча денег в карманах. Спрашивается: а зачем он на рельсы лег? Ответ я дать не могу.
Гуманизм вперед летит!
Конечно, эти люди, как и все герои Нины Садур, суть отвлеченные идеи, одетые в драматургическую плоть.
Пьеса об абстрактном, а не об этом мужичке-алкаше, он - мнимость, он не человек вовсе.
То ли речь идет о том, что каждый, даже пропащий, кому-то должен быть нужен, и старушка воплощает гуманизм конкретный, уходящий корнями в прошлые традиции. А машинист - гуманизм на словах, лозунговый, порожденный советской властью, и не случайно он на электровозе, то бишь на паровозе, который вперед летит. И он честный человек, но дитя нашего времени, не может духовно помочь, обогатить другую личность. Он не убеждает и не может убедить.
Вот таким образом я смог понять пиеску. Всё закручено до крайности. Смысл этот я только сейчас сумел выудить. А каково актерам! Хотя внешне эту пьесу играть просто, задания, цели, сверхзадачи выстраивать нетрудно, что видно по постановке Долгачева, вот только персонажи-то не имеют психологических глубин.
"Здрасьте, я зло мира"
Гораздо сложнее и туманнее "Чудная баба", где уже Садур берет декорацией весь земной шар, а одна из героинь представляется: Я - зло мира.
Этот вселенски-глобальный размах не внушает доверия, и я вспоминал элегантно-изощренно-томно гниющее человечество в фильме Сокурова. Садур тоже оперирует космическими категориями и отвлеченной метафорикой, более откровенной, но скрывающей простые и ясные частности.
25 октября
Итак, разберемся в пьесе. Некая женщина, сотрудница КБ, попадает в поле, куда реалистически приехала на картошку. В "Дебютовской" постановке Быкова было неясно, что дело происходит в поле. Там мешались какие-то кровати и пр.
В долгачевском спектакле поле есть поле, и в нем возникает некое существо, смахивающее на деревенскую юродивую.
Лидия Ивановна сначала все так нормально и воспринимает, а потом начинается чертовщина: дорога ушла, слишком устала, что по ней все ходят, а с земли слезает верхний слой, исчезая в какой-то яме, и остается нежная, новая кожица, покрывающая земной шар, и ходить по этой кожице надо осторожно.
Юродивая оказывается "злом мира" и говорит, что все исчезли, осталась одна Лидия - и сама исчезает.
И. Савина играет "зло мира" хуже, чем М. Гайзидорская в "Дебюте", у той было больше инфернальности, непредсказуемости, Савина более реальная и нормальная, несмотря на то, что одета в плащ на голое тело, под которым видны груди, обнажать женщин до пояса теперь на советской сцене стало принято, а то и модно.
Лидия Ивановна и ее солипсизм
Вторая часть. Лидия Ивановна в своем КБ, и думает, что она одна реальная, а все остальные - живые манекены, модели людей.
Она это говорит, ее принимают за сумасшедшую, но доказать свою подлинность никто не может. Наглядный урок невозможности опровержения субъективного идеализма, коему предается Лидия, хотя мы знаем, что есть философские доказательства бытия остального мира.
Нина Садур настаивает на солипсизме, а под конец в КБ звонит та самая баба - "зло мира", то есть вроде бы всё, что было в поле, реальность, а не страшный сон.
В чем смысл этой интеллектуальной игры, искусно вытканной в первой части, в поле, но усредненно банальной во второй части, в КБ?
Человек не должен считать себя единственным, а иначе он посеет смуту в коллективе, где работает? Как-то мелко. Ничего философски крупного не вычитывается, кроме банальной мысли о человеческой стертости, о стирании индивидуальности.
Или же это о том, что вся Земля поменяла кожу, а герои пьесы того не заметили? Или печальная притча о будничности жизни?
Увы, всё это лишь предположения. Боюсь, это натяжки, Нина Садур просто игралась поэтическими реалиями.
Нины Садур больше нет. Очень жаль. Царствие ей Небесное