Предыдущая публикацияЭто была моя первая колонка для сайта РИА Новости. Попросили написать, а о чем - не сказали. Вот я и начал импровизировать. Моим знакомым левакам не понравилось, что вполне естественно. Но тут я с ними радикально расхожусь.
Левый заворот
6 ноября 2009 года
Политический обозреватель РИА-Новости. Теперь в пакетиках. То есть, в новой рубрике, аффтарской, с краткой автобиографией. Как большой белый человек.
В общем, не такой уж многобукв, читать недолго.
Честно говоря, сам не очень понимаю, что написал. Как у Вознесенского:
Стихи не пишутся - случаются
Как чувства или же закат
Судьба - слепая соучастница
Не написал. Случилось так
У меня не стихи. Но именно что случилось так. В комментах я написал: "Как-нибудь надо будет попытаться описать процесс создания вот такого текста, не опоясанного железными обручами информационной целесообразности, основанного на вольной ассоциативности.
Насколько я - НЕпоэт - могу судить и чувствовать, это очень похоже на создание стихотворения".
Но это в прошлом, теперь не актуально.
Вот сам текст
Левый заворот
«Верните 7 ноября народу!» - все чаще и чаще слышу я в последние дни. Призывают поставить красный день календаря на прежнее место. Причем вовсе не коммунисты. Просто недовольные и несогласные - вечно фрондирующие интеллигенты.
Они же, кстати, призывали на выборах 11 октября в Мосгордуму голосовать за КПРФ - так как «все равно у нас нет другой оппозиции».
В общем, нечто среднее между народной премудростью «назло маме отморожу уши» и известным анекдотом Сергея Довлатова про Иосифа Бродского, который якобы однажды сказал: «Если Евтушенко выступает против колхозов, то я за!»
Ну и что? Мало ли какие бывают завихрения. Но этот, так сказать, заворот мозгов влево - отнюдь не случайное явление. Незначительная частность, наглядно свидетельствующая о целом.
Страна до сих пор продирается между Сциллой и Харибдой социалистического прошлого. И никак не может протиснуться в это узкое горлышко.
С одной стороны сконцентрировалась немногочисленная, но весьма активная и даже агрессивная прослойка номинальных антисоветчиков, которые - как это ни парадоксально - до сих пор обитают в СССР.
Мир стал другим, власть, система изменилась институционально, а они не заметили. Все воюют и воюют с «Софьей Власьевной» - как именовали советскую власть в кругах недовольной и несогласной интеллигенции прежних времен.
Словно бывалые фронтовики, которым тяжело привыкнуть к мирной жизни, чудятся кругом враги, и мерещится линия фронта. Словно партизан из анекдота, продолжающий пускать поезда под откос, хотя война уже давно закончилась. Словно японские фанатики-самураи, десятилетиями сражающиеся в джунглях с воображаемым противником, потому что до них не дошел приказа о капитуляции.
Их можно понять. Система ушла, но от советской власти осталось множество внешних атрибутов - звезды над Кремлем, памятники Ленину, мавзолей на Красной площади, названия улиц, станций московского метро. Да тут еще на одной из них некстати восстановили надпись с цитатой из первого варианта михалковского гимна, где упоминается Сталин. В общем, обступает проклятое прошлое, не прорваться из окружения, и патроны не подвезли.
В принципе, на эту Сциллу можно было бы не обращать внимания. Но с другой стороны нависает Харибда размером с одну седьмую часть Земли. Имя ей - патерналистские настроения.
«Патернализм, хоть имя дико» - если перефразировать эпиграф к знаменитым «Скифам» Александра Блока. Этим красивым латинским словом обозначается нехорошая социальная болезнь, давно и прочно поразившая нашу страну. Породившая пандемию покруче свиного гриппа.
И ведь нельзя сказать, что «власти скрывают». Об этой болезни сигнализируют первые лица. Президент Медведев в своей статье «Россия, вперед!» безжалостно отмечает, что модернизации препятствует «застарелая привычка полагаться в решении проблем на государство, на заграницу, на какое-нибудь «всесильное учение», на что угодно, на кого угодно, только не на себя» и «уверенность в том, что все проблемы должно решать государство».
А недавно мне пришлось присутствовать на одном из мероприятий «Единой России», посвященных подготовке предложений к президентскому Посланию. И там один из участников - политолог Глеб Кузнецов - требовал осудить патернализм, как осудили культ личности на ХХ съезде. Забавно, что этот призыв прозвучал на заседании социально-консервативного клуба ЕР, который относят к «левому крылу» доминантной партии. Но никаких возражений он не встретил.
Значит, все видят, все знают, обличают и клеймят. Да недуг прогрессирует. Ширится растет заболевание.
Как тут не подхватить самую острую и тяжелую форму патернализма, если государственные мужи готовы заботиться буквально о каждом из нас. И в большом, и в малом.
Вот всего три новости, случайно выбранные из информационного потока последних недель.
Глава правительства докладывает, что для спасения АвтоВАЗа, выпускающего абсолютно бесполезную и никуда негодную продукцию (спросите любого автомобилиста), потребуются дополнительные инвестиции, и предварительные подсчеты говорят, что это будет около пяти миллиардов рублей».
Префект Северного округа Москвы (Олег Митволь, ныне - фигурант уголовного дела, что не удивитенльно - Н.Т.) в приказном порядке снижает цены на молочные продукты в магазинах на вверенной ему территории.
Заместитель руководителя Роструда обещает, что новогодние каникулы для народа снова продлятся десять дней.
Рука не поднимется осудить власть за такие решения. Это вынужденные шаги. На АвтоВАЗе работает не одна сотня тысяч ни в чем не повинных людей. Пенсионерам Северного столичного округа не хватает средств на пропитание. Как же можно не дать трудящимся отдохнуть и отметить Новый год и Рождество.
Все для человека. Все во имя человека. Но после этого все труднее и труднее вывести народ из левого заворота, больше похожего на бесконечный тупик.
Если в придачу ко всему вернут красный день календаря 7 ноября - даже мне покажется, что Советский Союз вернулся. Точнее, никуда и не уходил.