Дневник. 1986-87 год. Никита на пути к деградации

Sep 08, 2023 13:00

Предыдущая глава


Елена Сафонова и Марчелло Мастроянни в фильме "Очи черные"

Тут упоминаются несколько фильмов, среди которых я выделил два.
"ХХ век" Бертолуччи, который я недавно посмотрел еще раз. Картина, конечно, с левым уклоном, но сильная, я к ней был слишком суров.
Что же касается фильма Никиты Михалкова, то теперь ясно, что с него началась деградация кинорежиссера. Фильм пустой и несерьезный, хотя... Да, в общем, прочитайте, что я писал о нем много лет назад.
Краткие пояснения даю курсивом. И для удобства решил снабдить свои старые записи заголовками и подзаголовками.

10 августа 1987 года

Честно сделанные работы

За эти недели я видел много фильмов. Были совсем пустышки, я и называть их не буду. Были скучноватые, но честно сделанные работы. "Будь рядом", лента о детстве по рассказу Стивена Кинга, с поэзий, чистотой и даже некоторой мудростью, равно и первоисточника, и фильма.
"Кордебалет" Р. Аттенборо, бледный сколок со знаменитого мюзикла Chorus Line, хорошо танцуют артисты, и более нечего сказать (как очень часто, я был неправ, фильм превосходный, но тогда я его почему-то не почувствовал)

"Время остановилось" - сильный и злой венгерский фильм с позиции тех, кого раздавили, разбили в 1956 году, со страшными картинами венгерского сталиноидного социализма и "бездуховности" молодежи.
"Стрелочник" - нормальная голландская экзистенциалистская картина, о вечных чувствах и коллизиях, где махрово-бытовые детали переплетаются с многозначительными символьчиками. Нечто в манере Камю, печальное, эстетски красивое и, в общем, приятное.

Без умиления перед Америкой

"Рэгтайм" Милоша Формана, очень мастеровитая вещь с европейским психологизмом, привнесенным в американскую киноиндустрию. Очень тонки актеры, очень изящна и отточена камера, много едких находок и ракурсов (люблю это слово), но сплошь чисто американские проблемы, без умиления перед "великой демократией" Америки, а наоборот: все права, все свободы всегда могут быть спокойно растоптаны и порушены.
Бежав из ада чешского 68-го года, Форман сполна постиг и заокеанские блага и свободы.


Политика и секс без психологии

"ХХ век" Бертолуччи, фильм, окруженный ореолом величия, лишенным всякого основания. Просто крепкая политическая картина с вкраплениями секса, без психологии. Социально, политически всё верно и жестко, но и Депардье, и Де Ниро играть совсем нечего, только некие исконные, обобщенные чувства-краски, кои они обозначают.
Есть места сильные, есть лишние, всё растянуто до чрезмерности, четыре серии - явно ненужная роскошь. Никогда нельзя покупаться на магию даже самого знаменитого имени. Я вспоминаю другой фильм Бертолуччи, жестоко искореженный в нашем прокате, "Конформист", там была блестящая съемка, дозы секса (я их, в основном, угадывал и додумывал, но черт с ними), и тоже чисто политическая картина. Ничего особенного!


24 августа

Пересадка на итальянскую почву

И еще "Очи черные" нашего Никиты Михалкова, пересадившего себя на итальянскую почву. Это не Чехов, скажу прямо и безапелляционно.
Жил-был немолодой чудаковатый итальянец, любитель прихвастнуть и выпить. Он был эффектно-грустно-обаятелен, ибо это был Мастрояни. Была у него жена, активная, деятельная особа, замешанная в аферах - Сильвана Мангано. Никита взял крепких артистов и работал с ними неплохо.
И вот поехал итальянец на курорт, где столкнулся с прелестной, хрупкой, тонкой русской женщиной (Елена Сафонова - почему-то я забыл назвать актрису), сначала выпендривался перед нею, охмурял (попутно трахая какую-то шлюшонку), затем обольстил. Любил или нет, кто знает? Наигрывать чувства, убеждая в них даже самого себя, Джулио Романо был мастер.
Она страстно полюбила и бежала вместе с собачкой (некий абрис "Дамы с собачкой" остался).
Потом, недоуменно помечтав, Романо решил съездить в Россию, к своей любимой, в город "Арбатов", якобы по делам стекольной фирмы. Душок авантюризма и разгильдяйской жажды странствий был Романо не чужд.

Цыгане, водка и слизняк

Его российское путешествие - феерия, полная сатиры и выдумки, блистательны Олег Табаков и Юрий Богатырев в эпизодах. На ситуацию тех времен наложена сегодняшняя картина: иностранцу почет, его принимают все, но пропуск вглубь страны никто не выписывает, пока один вельможа не решается на столь геройский поступок.
Романо едет в свой Зажопенск, где его уже ждут хлеб-соль, оркестр и бокал водки: первый в истории города иностранец!
Цыгане пляшут, чиновники пляшут и орут, Романо охренел, его ведут к губернатору (Смоктуновский), тот тяжело болен манией величия, его кабинет обставлен его бюстами - его бюстами и портретами, а в центре глобус (как у Сталина).
А жена этого величественного слизняка - та самая очаровательная дама с собачкой. Где-то в сенях Романо с ней объясняется и обещает приехать и забрать ее (тут еще Никита всунул экологию и самоучку-от-сохи, знающего итальянский язык, но это и вовсе нелепо).

Крепко сшито, но не Чехов

Романо вернулся домой, в Италию, а жена его разорилась, и он, дабы поддержать ее духовно, ни в чем не признается и потихоньку свою зазнобу забывает. Он слаб, живет сиюминутно, и прочных чувств не знает.
Мы встречаем Романо уже низко павшего, официантом на пароходике, где едет некий русский негоциант, выслушивающий яркий занимательный рассказ пропившегося итальянца.
А в последних кадрах мы вдруг видим, что жена этого купца - та самая "дама с собачкой". Я это знал с самого начала, ибо этого требуют законы суровой мелодрамы, кою и сделал, весьма умело, Никита Михалков из тонкой чеховской прозы.
Ну что ж, все здорово сшито, скроено, слажено, но этот последний "поворот винта" столь неестествен, как и весь образ негоцианта, чья роль - лишь слушателя и охателя, что порочится, дискредитируется психологическая выверенность основного сюжета.

Кадр из фильма "Очи черные"


Мои дневники
Дневник. Тетрадь №3. 1986-87
Необязательные мемуары

кино, Микита

Previous post Next post
Up