Предыдущий пост сквозь годыПродолжаю. Урок третий.
Вот две статьи Владислава Суркова, посвященные двум разным художникам. Весьма специфическим.
Ну, то есть, Жоан - а он именно Жоан, он каталонец - Миро, при всём его своеобразии, - настоящий художник. А вот г-н Полисский с его древесно-травянистыми инсталляциями не показался мне таковым. Но тут дело вкуса. кому что нравится, статья получилась хорошая. Я это утверждаю. Про Миро - послабее, там многовато красивостей, но все равно не хуже снобов-пижонов-искусствоведов. А про Полисского написано намного лучше, заслуживал этот инсталлятор.
Естественно или неестественно, но это мое мнение вызвало яростные нападки хомячков-блоГГеров, для которых сама фамилия Суркова - что "красная тряпка" для озверевшего быка (хотя, как известно, цвет этой тряпки значения не имеет, у быков нет цветного зрения). Но все эти дрязги скучны и неинтересны.
Ну а вот те две статьи, одна целиком, на другую ссылка.
Сурков и дихотомические паразиты
31 мая 2008 года
Тут первый заместитель шефа кремлевской администрации опубликовал в журнале "Артхроника" вот такое эссе.
Полисский въезжает
Быть непонятым - трагедия для художника. Быть понятым - простое человеческое счастье. Быть понятым неверно - привилегия гения.
Вот, допустим, Кафка говорил, что его Замок есть иносказание, символ справедливости. Значит, бесконечный поход гражданина К. к его стенам выражает стремление справедливость эту обрести. По счастью, почитатели Кафки оказались людьми впечатлительными, поняли его превратно и нашли его сочинение куда более многомерным, чем плоская авторская аллегория.
Картины Вермеера создавались по правилам голландской жанровой живописи, требовавшим высокохудожественными средствами порицать порок и поощрять добродетель. Но зритель и тут передергивает, утверждая, что произведения вышли выше замыслов. Он не задумывается о тщете земных богатств при виде дамы, взвешивающей жемчуг. И не спешит брать пример с богобоязненной служанки и трудолюбивой кружевницы. Вместо этого он безответственно наслаждается излучаемым красками мастера волшебством.
Не знаю, так ли, как надо, я понял творения Николая Полисского. Если не так - тем лучше для него.
Ведь и видел я только их фото. Гельман показал. Исполинские объекты, воздвигнутые, как правило, в чистом поле с использованием исключительно первородных русских стройматериалов - дерева, сена, соломы, снега.
«Дровник» - толстый зиккурат из отборных дров. «Башня из сена» - башня из сена. «Башня» - башня соломенная, под снегом. «Медиабашня» - опять башня, очень высокая, плетеная, как корзина, из прутьев, по форме вроде пирамиды, ночью светится. Прекрасные «Лихоборские ворота» - бревенчатая триумфальная арка. «Снеговики» - огромная (штук 100) толпа шикарных снежных баб среди бутиков и ресторанов модной улицы.
Очень национальные изделия. И ничего похожего на не по-нашему ладно скроенные заборы, нужники и срубы этнографических музеев. Работа совсем простая, без затей, но не грубая. Большая, но не тяжелая, а так, с усмешкой. Как будто присутствуешь при сотворении русского мира. Наспех, из чего ни попало, что под скорой рукой, лепится нечто до неба, по чему можно бы выкарабкаться из холода, скуки, нужды.
И вот уже видна Россия - россыпь рязанских избушек, разросшаяся в размашистую лубяную империю. Циклопическое сооружение из древесины, соломы, сосулек. Дух захватывает от этого быстрого и шаткого величия. Кажется, вот-вот сгорит, сгниет, сгинет, но нет. Покачается, покосится, осядет, осыпется по краям - и вновь, поскрипывая, возвышается над материком, красуется страшно и весело. Два Рима падоша, а третий поныне стоит, не железный, не каменный, невозможный - деревянный.
Конечно, мы теперь научились обжигать кирпич, варить сталь и мешать бетон. Под некоторые места подвели фундамент. Кое-где прикрылись ракетами и стабфондом. А в последнее время накупили айвазовских и майбахов. Небоскребами даже обзаводимся - «сити» называется. Блестим, сверкаем.
Есть, чем гордиться. Мы и гордимся. Только неуверенно как-то. Потому что знаем, из чего все сделано. Высоко забрались, широко развернулись, но сопим, медлим и маемся. Чуем, стало быть, под ногами хлипкие липовые доски.
Того и гляди, срежемся. И вылезет сквозь новоофисный глянец и державную позолоту родное какое-нибудь лыко. Высунется всем напоказ из-под не по размеру короткой роскоши наша долговязая, простодушная, застенчивая бедность.
И получится, что майбахи, небоскребы и самые ракеты - только тонкая изгородь, поверх которой по-прежнему виднеется беспредельное простуженное пространство, наша земля, расстегнутая настежь рваная равнина, на которой почти ничего не растет, кроме башен из сена, сугробов да дровников.
Ткань каждой культуры неповторима и незаменима. В китайской, куда бы ни унесла Китай история, все слышен шелк. Мрамор и на станции московского метро напомнит о Греции, Италии. Для приготовления Америки обязательны джинса и силикон (в хорошем смысле). Русская жизнь снаружи, для отвода глаз - любая, переимчивая, подражательная, бойкая. Внутри, для себя - своя, древнедеревенская, травяная, древесная.
Полисский въезжает. Вглубь, в середину нашей жизни. А там - изображая то Вавилон, то Царьград, то Сити, - топорщатся, торчат в разные стороны елки, палки, бревна, жерди... Грустно. Смешно. Красиво.
Опубликовано в журнале "Артхроника" № 6, 2008
По-моему, это блестяще, великолепно написано. И по смыслу - тоже очень верно. Русь посконную-сермяжную-деревянную-лапотную никакими ракетами, стабфондами и дурными лужковскими небоскребами не заслонишь.
Кто такой этот Полисский - понятия не имею. И наплевать мне! Вот нравится он Суркову - и пускай. Главное, что написано хорошо.
Но сколько же говна поперло в ЖЖ из-за этого сурковского эссе! Я понимаю, Суркова не любят, кремлядь, суверенная демократия, все дела. Но какое это имеет отношение к его превосходному и очень хорошо написанному эссе? Никакого.
Однако наша антикремлядь генетически не умеет быть объективной. Большевики хреновы. Кто не с нами, тот против нас. Наши и чужие. Черное и белое. Зае.али своей дурной дихотомией. Даже юмора на этих паразитов не хватает.
Вот творчество г-на Полисского. На мой взгляд, хрень полная. Но Сурков думает иначе, это дело вкуса, а чужое мнение надо учиться хоть иногда принимать в расчет. Это полезно.
"Насмешливое молчание судьбы"
5 июня 2008 года
И все-таки (если вы хирург, то желательно по окончании операции) загляните в Миро. Может быть, вы разглядите свет. Или - сквозь треск быстрых фраз и одноразовых радостей, сквозь напряженный шум переменного мира - расслышите насмешливое молчание судьбы. Высший класс!
Вот еще одна колонка, принадлежащая перу Владислава Суркова. Да-да, того самого - кремлядь, суверенная демократия и всё такое.
Тоже о живописи, о художнике. Правда, вот тут невозможно заподозрить корысть и откаты. Ну никак невозможно. С Жоана (Сурков пишет - ХОана) Миро уже ничего не возьмешь. И "официальным кремлевским художником" его сделать нельзя.
Следовательно, все сомневающиеся в комментах к этому моему
посту были неправы, а я прав.
Сурков просто пишет о тех художниках, которые ему нравятся. Без задних мыслей и без всяких глупостей. Пишет великолепно. Хотя лично я в оценке творчества Миро с ним опять ни в чем не согласен, мне подобные художники, разъявшие мир на составные части, глубоко чужды и непонятны.
Занятно, кстати: активно выступать в роли искусствоведа-колумниста-публициста г-н Сурков начал только при Медведике. При Путине молчал.
А жаль. И писал бы Сурков лучше о художниках, и занимался бы Сурков лучше искусством, чем возился в политическом говне...
АПД В тему
Однажды Владимир Владимирович™ Путин открыл журнал “Русский пионер” и с удивлением увидел там колонку заместителя главы Администрации Президента Владислава Юрьевича Суркова.
Владимир Владимирович™ немедленно снял трубку и нажал на кнопку вызова Владислава Юрьевича.
- Слышь, брателло, - сказал Владимир Владимирович™, - Ты че это, журналистом заделался?
- Да я давно хотел, - немного смутился Владислав Юрьевич, - Да при тебе не решался…
- Что значит - при мне? - не понял Владимир Владимирович™, - А сейчас ты при ком?
Владислав Юрьевич вздохнул.
Из
http://vladimir.vladimirovich.ru/ Максима Кононенко (с)
Чтобы вы представляли себе, кто такой
Жоан Миро