Умер Алексей Дударев

Mar 01, 2023 18:55



Алексей Ануфриевич Дударев. 1950 - 2023. Рано умер.
Белорусский писатель и драматург. Я его знаю только во второй ипостаси - как сценариста очень симпатичного фильма "Белые росы" и автора пьесы "Порог", которая если не прогремела, то обратила на себя внимание в начале 80-х. Я тогда, в первый год аспирантуры, пытался написать диссертацию о современной советской драматургии, читал практически все свежие пьесы. "Порог" явно выделялся. Его главный герой, мыслящий алкоголик Буслов испытывал глубокую неудовлетворенность от действительности (советской действительности, другой тогда не было): "всё не так, как надо". Эту цитату из Высоцкого я подобрал в своей статье, посвященной теме потенциальной диссертации, где "Порог" Дударева занимал немало места. Статья была опубликована в журнале "Москва", отнюдь не самом прогрессивном, в 1984 году, но там была умная и тонкая редактор отдела театра (или как-то так) Наталья Борисовна Бабочкина, дочь великого актера, и безграмотное начальство. Они мне пытались Федю Протасова на Федора переправить, например (sapienti sat).
Примерно тогда же был поставлен спектакль по этой пьесе в театре имени Станиславского режиссером В. Портновым, а главную роль сыграл Владимир Стеклов, в какой-то мере "проснувшийся знаменитым". Это было по-настоящему сильно!
О спектакле я тогда же написал у себя в дневнике.
Вот цитата

Порог (театр имени Станиславского)

Андрей Буслай - единство противоположностей, с одной стороны, человек, павший так низко, что дальше некуда, алкаш, потерявший всё. С другой стороны, мыслящая личность, задумавшаяся над трагедией человеческой жизни.
Буслай видит, что "всё не так, как надо". У него болит душа из-за человеческого равнодушия, бесчувствия, бездуховности. Вместе с тем, он потерял веру, он озлоблен. Мир - зверский, и Буслай, если не живет по зверским законам, то мыслит ими.
И когда Буслай встречает людей, живущих по иным, т.е. нормальным человеческим принципам, он не верит, замыкается в себе, протестует, не принимает их поступков.

Для актера трудная роль. В. Стеклов сплавляет все оттенки в единый мощный, так сказать, поток. Он достаточно правдоподобен, реалистичен, в смысле внешнего облика, хриплый, осипший голос, всё это есть. Интонации простого алкаша. И одновременно - и главное - мощь, внутренняя сила, темперамент. Не внешний, внешне он хлипковат, маленький, коренастый, а внутренний темперамент мысли, убеждения.
Он правдоискатель, хотя не борец, но типично русский тип. Он воюет мысленно и словом своим, заливая всё водкой. Нечто вроде чеховского Иванова, только алкоголика, хотя этот нюанс в сущности неважен, как ни странно. Он придает немного комический оттенок ситуации, а важно не то, что Буслай пьет, а отчего пьет, отчего не удовлетворяет его жизнь.

Буслай против жестокости

До конца на этот вопрос не ответил и автор (автор пьесы, белорусский драматург Алексей Дударев, ныне покойный). Уход духовности из жизни, бога забыли - это всё так, но мало. Но что не сказано автором, можно понять как второй план. У Стеклова - Буслая - есть этот второй план - постоянный ужас от того, как мы живем, куда катится мир. И нежность души, которую убивает жестокость мира.
Защита одна - забытье, пьянство. Буслай Дударева погиб бы, если бы не Пакутович и его "пациенты". Буслай Стеклова силен и сам по себе, он не пропал, и слишком слабы и неубедительны в спектакле "добрые люди". Нет у них страстности Буслая, его глубокого понимания.
И что самое интересное: Стеклов самые интеллектуальные откровения сочетает с грубоватой фактурой, он весь на крике, на едкой издевке, ёрничает, паясничает, орет неразборчиво, комкая слова, задыхаясь, захлебываясь. Но хоть речь путана и темна, ясной предстает мысль. И то и дело возникает какая-то странная детская улыбка.

К жизни через потрясение

Пакутович для этого Буслая - в лучшем случае толчок, катализатор. А возвращает его к жизни мнимая смерть. Пройдя через это испытание, Буслай может стать другим, он будет тем же мыслителем, но увидит всё не в одном черном свете. (Тема смерти интересна в "Пороге", мнимые похороны, Красовский (персонаж пьесы) в похоронном бюро, нравственные мертвецы, но это в скобках).
Реакция на известие о своей смерти у Стеклова - потрясение. Сначала нелепый смешок - понял, но не всё. Потом страх, ужас. И вот - ударило: сам лишний, мир проклинал, людей проклинал, значит что ж, смерть?

Очень сильная сцена с Шаргаем - М. Янушкевичем. Тот пропил всё, мертвец, поэт мертвизны и пьянства. Янушкевич страшен в своем обесчеловечении, и это он удаляется со сцены, как призрак-оборотень с нелепыми, жутковатыми вывертами.
И самый сильный момент у Стеклова - финал, схватка с Николаем, когда он решил умереть, увидел только этот выход, но этот порог не переступил, вернулся к жизни.
Всю сентиментальность и нравоучительность, что была в пьесе, Портнов (режиссер-постановщик спектакля Владимир Портнов) снял. Стеклов в наименьшей мере кого-то учит, он просто ставит вопрос и сам старается его осмыслить. И поиски его - нравственное оправдание столь, казалось бы, аморального облика Буслая.

Этот путаный и невнятный текст я использовал в вышеупомянутой статье, там всё изложено четче.

Затем я посмотрел спектакль еще по одной пьесе Алексея Дударева - "Рядовые", в театре Советской армии, где я дослуживал срок в команде.
Из всей постановки я запомнил один эпизод, не имеющий никакого отношения к автору пьесы. Исполнитель одной ролей "рядовых" Олег Меньшиков, небезызвестный, изображавший молодого бойца на фронтах Великой Отечественной, по какому-то радостному поводу плясал и прыгал, а также... в шутку зиговал с криком "Хайль Гитлер". Это советский-то боец на той войне. Я никогда не был поборником рабской исторической достоверности, но во всём нужны мера и вкус.
Больше о той постановке мне сказать нечего, да и пьеса была средняя, банальная.
Ну так как никакой автор не может выдавать шедевры, словно на конвейере. Дударев и без того достойно выступил в драматургическом жанре. Царствие ему Небесное. Светлая память.

театр, некролог

Previous post Next post
Up