Предыдущий пост сквозь годыЭто лирические заметки, почти стихотворение в прозе о театре на Таганке.
Тут не требуется предисловие.
Итак
Таганка. Лирическое
30 июля 2011 года
Оказался недавно возле театра на Таганке. Не мог не сфотографировать это историческое место, очень многое было связано с ним в молодости. Сам театр я не очень любил, стиль Юрия Любимова никогда не был мне близок. Конечно, политические аллюзии и "фиги в кармане" привлекали внимание, но на этом не может держаться искусство. Театр Любимова, конечно, держался не только на этом, но он был насквозь режиссерский, актеров, как правило, низводили почти на уровень марионеток, болванчиков.
Во многих спектаклях это не мешало, хотя и там отдельные актеры выделялись на общем фоне. Но когда Любимов пытался браться за Чехова или Достоевского - материал категорически сопротивлялся, и ничего хорошего не выходило, кроме эпизода из "Трех сестер": когда появлялся Вершинин с авоськой с продуктами, сестры Прозоровы радостно спрашивали его "Вы из Москвы?!", и публика аплодировала - видела четкий намек на современную им ситуацию, когда в провинции были пустые полки в магазинах, а продукты везли из Москвы. Бедный Чехов, он такой тупой агитки не заслуживал.
Но были в театре на Таганке и яркие исключения из правил. Там я успел увидеть живьем на сцене Владимира Высоцкого, хотя, увы, ни на одном из его концертов не был. А вот в театре видел и Гамлета, и Вишневый сад, где он играл всегда, и в главной роли в юбилейном спектакле Добрый человек из Сезуана (хотя в этой роли он уже почти не появлялся), и дважды в Преступлении и наказании, где Высоцкий невольно превратил своего Свидригайлова в главного героя.
Помню, как увидел Высоцкого впервые, еще до спектакля, я стоял перед окошком администратора в ожидании пропуска, а он вошел в кабинет изнутри, тоже за пропуском или билетом для кого-то. Небольшого роста, коренастый, крепко сбитый, ощутимо мускулистый, скромный, лишенный всякого апломба. Таким он мне запомнился.
Актером Высоцкий был своеобразным. Не классическим, не традиционным. Он творил на сцене свой собственный, отдельный, поэтический театр, однако Любимов и Эфрос в "Вишневом саде" умели внедрить этот индивидуальный, глубоко личный спектакль в ткань постановки так, чтобы он не выпадал из ансамбля. Ну а "Гамлет" Высоцкий превращал просто в моноспектакль, остальные герои бродили по сцене бледными тенями, и единственным достойным "партнером" принца Датского был занавес, элемент декорации, гениально придуманный Давидом Боровским и Любимовым, безусловно.
Крах ЖЖ не дал мне помянуть Высоцкого здесь 25 июля, в день его смерти. При помощи этих разрозненных, рваных заметок пытаюсь теперь восполнить этот пробел.
Вот он, исторический Театр Драмы и Комедии, как он официально назывался, с двух немного разных ракурсов
О феноменальных для 1980 года похоронах Владимира Высоцкого
я уже написал. Сейчас прочитал и понял, что мне добавить нечего.
Будет и вторая часть
Опубликовано с
m.livejournal.com.