Пост сквозь годы. Эфрос, Пушкин и минимализм

Nov 03, 2022 17:00

Предыдущий пост сквозь годы
"Борис Годунов. Сцены из трагедии". Замечательная постановка Анатолия Эфроса по Пушкину.
Прошу

"Борис Годунов" Анатолия Эфроса

24 сентября 2015 года



Смотрел вчера этот телеспектакль в очередной раз, после долгой паузы, лет в 30 примерно, и недоумевал: чего ради нынешние режиссеры корячатся, выпендриваются, пыжатся и тужатся, одевая персонажей Пушкина в современные пиджаки с галстуками, сажая их на мерседесы (как Мирзоев в фильме) или заставляя материться и изъясняться на сленге хипстеров-гопников (как К. Богомолов в спектакле Ленкома)? Зачем нужны все эти тупые и бессмысленные попытки показать типа кагбэ "актуальность" проблематики пушкинской трагедии, если там всё - в тексте, в стихе, в словах.
А как одеты герои, не имеет значения. Более того, легкий грим, бороды, шапки, шубы и перстни на пальцах - как в телеспектакле Эфроса - создают благоприятный нейтральный фон, который позволяет не отвлекаться от содержания этой по сути интеллектуальной драмы в стихах. Всё гармонично, при этом лаконично и четко.

Стиль Эфроса в этом его первом - во многом пробном - телеспектакле я бы определил как минимализм. Иной раз чрезмерный, так как режиссер зачем-то сократил сцену Пимена с Отрепьевым, еще не ставшим самозванцем. Есть и недостатки - родимые пятна некой литературно-художественной композиции в духе школьно-студенческих самодеятельных вечеров по стихам Пушкина, с использованием переписки поэта с царем, а также записей великого Владимира Яхонтова (как будто Эфрос поначалу не во всем доверял своим актерам и искал некие дополнительные подпорки, костыли). Да и фигура современного молодого человека, отдаленно, но о-о-очень отдаленно смахивающего на Пушкина, который исполняет неясную и излишнюю функцию "от автора", тоже вызывает сомнения.
Эту функцию-роль исполняет Сергей Жирнов. Был хороший актер, способный, подающий надежды, я его помню, но он так себя и не реализовал и скончался в 2007 году. Это так, a propos.



В общем, не свободен этот ранний телеспектакль Эфроса от недостатков, но в нем есть главное - жизнь человеческого духа, если угодно. Есть настоящий трагический Борис (еще молодой Николвй Волков), очень заметное место занимает лукавый царедворец Шуйский (Броневой "домюллеровского периода", зато видно, что это был уже сформировавшийся мастер), блистательный по молодости Анатолий Грачев - Самозванец (Грачев тоже умер, не дожив до 70 лет и себя полностью не реализовал), великолепная Марина Мнишек - моя любимая и неповторимая Ольга Яковлева, тоже молодая еще, ведь телеспектакль 1970 года, ей еще 30 лет не было.
Есть там и другие прекрасные актеры, давно забытые - Исаак Кастрель, Аркадий Песелев, Григорий Лямпе, Всеволод Платов, с одной стороны, а с другой - молодой Смирнитский, например. Или Лев Дуров - Варлаам, роль эпизодическая, но яркая.

В телеспектакле есть неподдельный "саспенс", растет напряжение, хорошо выдержан темпоритм, а минимализм в сочетании с крупными планами дает почти взрывной эффект, который Эфрос впоследствии разовьет, усилит, углубит и доведет до высшего совершенства в телеспектакле про Печорина.
Но и это уже зрелая работа, и в ней уже почти выстроено оригинальной архитектуры здание эфросовского телевизионного театра.

Ну а сам телеспектакль можно посмотреть


Мое кино

кино, отличное

Previous post Next post
Up