Сначала воспроизведу, с некоторыми изменениями, свой ЖЖ-некролог.
Под конец года смерти ложатся густо...
Василий Иванович Белов - без всяких пафосных преувеличений Великий Писатель Земли Русской. Мало таких было всегда, мало было в последние годы, совсем не оставалось почти, за исключением Валентина Распутина, да он задолго до кончины покинул литературное поприще.
Строго говоря, это поприще давно уже покинул и Василий Белов. "Привычное дело", "Плотницкие рассказы", "Бухтины Вологодские", удивительные и потрясающие "Кануны", так и оставшиеся незавершенными, "Лад", другие, более ранние рассказы, пьеса "По 206-й" - это истинная, сердцевинная русская литература, останется навсегда, пока пребудут русский язык и русские люди, это читать и перечитывать.
Но Василий Иванович написал еще кое-что, например, злобненький романчик "Все впереди", ну и прочее, не делающее чести никакому писателю. Впрочем, это пришлось на пору перестройки, на конец 80-х годов, когда чуть ли не все отечественные художники, как будто по команде, дружно исчерпались, утратили былые кондиции и спикировали в глубокий кризис, а прозаики и поэты явно исписались.
Белов общей участи не избежал, и с тех пор он так больше ничего настоящего в области русской литературы не создал.
Но Василий Иванович создал СТОЛЬКО и ТАКОГО раньше, в прежние годы, что эта исчерпанность и беспомощные творения поздних лет никакого значения не имеют. Они уже никак не влияют на вклад и след это русского писателя, на века прославившего Вологду и родное село Тимониха.
Василий Белов был еще и народным депутатом СССР, и общественным деятелем, был полон самых благих намерений, благородных помыслов, и в свое время на этом поприще сумел кое-чего добиться. Но все-таки он останется в истории как писатель, художник слова прежде всего.
Светлая память. Царствие ему небесное.
Но это еще не всё. Вот моя запись из личного дневника, посвященная Василию Белову:
Василий Иванович Белов. Русский писатель...
17 апреля 1983 года
Идеализация и коллективизация
"Кануны" Василия Белова - накануне коллективизации, показывает, насколько неестественной, бессмысленной она была, вопреки деревне, вопреки логике, вопреки элементарному смыслу.
Раскулачивали тех, кто умел хорошо работать, а лодыри - в колхоз. И до сих пор страна не оправилась.
На ту же тему читал недавно "Мужики и бабы" Б. Можаева, но там объективизированный репортаж (Б. Можаев - отличный журналист), художественно бледноватый, фактически захватывающий самими фактами, событиями.
Белов же выстраивает яркую художественную картину жизни деревни, идеализируя немного, поэтически преломляя. Тяжелый, но приносящий радость и удовлетворение труд, прерываемый цепью бесшабашных празднеств.
Жизнь крестьян до коллективизации гармонична и естественна. Но грустная нота обреченности этой жизни и бессмысленная грубость Советской власти, рушащей всё самое святое и благородное в народной жизни.
С одной стороны колоритные, обаятельные образы мужиков, бесподобный поп - отец Николай, ухарь, гуляка, но трагически обреченный на выселение, а потом и смерть. Тем не менее, он раблезиански сочится полнотой жизни, юмором, весельем.
Старый, умирающий и избавляющийся только так от лап ОГПУ священник отец Ириней сочувственно выписан. Вообще часты молитвы в тексте, и религиозная тема крайне существенна для Белова, явного славянофила с религиозными взглядами...
Подонок против духовности
Вообще тонко, с ощущением цвета, вкуса, запаха, написаны сцены крестьянской жизни, труды и дни этих цельных и здоровых духовно людей.
Против - мерзкий, озлобленный Игнаха Сопронов, вроде бы не коммунист, но типичный подонок советской формации, в конце он просто становится зверем, нелюдью.
И сухие документальные вставки из жизни партийных властей, страшное время накопления сталинской власти, расправы с троцкистами, грубого нажима на деревню. У Можаева тоже был мерзкий юный большевик-рубака, но таких обобщений эпохи не было.
Посредине - бывший дворянин Прозоров, тоже обреченный, хотя совершенно безвредный. Но его "поток сознания" на западный манер, не самостоятельно и неубедительно.
Характерно - повесть не окончена, оборвана, как и у Можаева, дальше сама коллективизация, и не так просто художественно ее отобразить без вранья - это одно, но и просто нелегкий труд.
Однако всё же этот национальный позор - коллективизация - нашел искреннее, честное отражение в литературе. Есть серьезные подступы к теме.
Иллюстрация к книгам В. Белова "Кануны. Год великого перелома"
Мои дневники