С Сергеем Адамовичем Ковалевым мне пришлось много раз общаться, брать интервью, спорить и просто беседовать. Главная ошибка, и его, и тех, кто его назначал Уполномоченным по правам человека, была в том, что он совершенно не годился в правозащитники. Как и баба Лера, например, то бишь Валерия Ильинична Новодворская. Тот факт, что они своё отсидели и были диссидентами в советскую пору, никоим образом не означал, что они готовы, хотят и умеют защищать "права человека". Впрочем, бабу Леру на поле правозащиты никто и не пускал. Ну а с Ковалевым вышла промашка.
Остальное написано там, в двух моих постах, посвященных этой значимой и характерной фигуре.
Сергей Адамыч - 90
2 марта 2020 года
Сергей Адамович Ковалев. Он сидит с тарелкой, фото 2016 года, сделано на вечере Эха Москвы.
Мощный старик! Да-да, я знаю, что он вызывает сильное негативное отношение со стороны так называемых патриотов, а также лоялистов-государственников. Ну что ж поделаешь, разные бывают взгляды и позиции.
Сначала повторю то, что писал о Сергее Адамовиче десять лет назад:
Сергей Ковалев - диссидент до мозга костей, до кончиков ногтей. Это тоже многое объясняет. Никакой он не правозащитник, совершенно напрасно его в этот разряд зачислили, и он зря согласился. Не подходит ни по характеру, ни по мироощущению.
Ковалев - человек с железным стержнем, тверд как обсидиан, закалился в советских лагерях, но вот отзывчивостью, излишним человеколюбием, сочувствием и милосердием не отличается вовсе. Многим похож на Новодворскую, хотя его взгляды более адекватны действительности. Хотя его тоже заносит иной раз.
Я его взглядов не разделяю практически ни в одном пункте, но он их выстрадал, имеет на них право, последователен и непоколебим, что заслуживает уважения.
В свое время, когда Сергей Адамыч был депутатом, мы много с ним общались, я брал у него интервью, мы жестко спорили, но у него на всякое мнение была своя аргументация, с ней можно было не соглашаться, но это был не каприз или тупая упёртость, а железобетонная система взглядов и убеждений. Хоть бейся головой - не сдвинешь.
Многие не могут простить Сергею Ковалеву его поведения в годы первой чеченской войны. Ну что ж, он действовал в полном соответствии со своими убеждениями, иначе не мог. Рисковал за них своей жизнью. Кому-то спас жизнь - из мирного населения. А к военным он всегда был и остается непримирим, тут ничего не поделаешь.
Ковалев прошел такую суровую школу жизни, что не мне его учить. И другим не советую.
Добавлю пару слов
Сергей Ковалев отрицает, что призывал российских танкистов сдаваться дудаевским чеченцам. Мне по этому поводу сказать нечего, я не был свидетелем, и я так и не нашел ни одного очевидца, сплошной ОБС.
В отличие от бабы Леры, то есть г-жи Новодворской, Ковалев никогда не был сторонником или поклонником Дудаева и тем более Басаева. Это вздор и даже клевета. Я в 90-е годы очень действительно много общался с Сергеем Адамовичем, и интервью у него брал, и просто разговаривал, и хотя это была почти постоянная, перманентная дискуссия, так как мы практически ни в чем не соглашались друг с другом, я категорически отвергаю отдельные обвинения и упреки в адрес Ковалева. Зачем выдумывать? Его есть за что критиковать и без того.
Прежде всего, за то, что он был очень плохим, никуда не годным правозащитником. Не в советскую, а в постсоветскую пору. Строго говоря, никакие права он не защищал. Его антивоенная деятельность в Чечне - никакая не правозащита, а политический активизм. Другое дело, что при этом он иногда кому-то помогал, кого-то спасал, да и сам рисковал жизнью, что невозможно не признать, но делал отнюдь не ради чеченцев.
Впрочем, все эти мои рассуждения уже не повлияют на отношение к юбиляру. Я же хочу его поздравить несмотря ни на что и ни на кого. Его несгибаемость и твердость не может не вызывать уважения, особенно в столь преклонном возрасте. Ну а соглашаться с ним никто никого не обязывает.
Девяносто лет - не шутка.
Ковалев умер
9 августа 2021 года
Умер Сергей Адамович Ковалев. 91 год. Пожил вволю, хотя путь его жизненный не был усеян розами, были ссылки, лагеря, преследования, отложившие неизгладимый след на его личность и на его психику.
Отношение этой фигуре среди моих знакомых и френдов не просто неоднозначное, а отмечено крайностями. Кто-то, в основном, уже бывшие мои друзья, считают покойного чуть ли не святым и типа апостолом, другие ненавидят и проклинают.
Я воздержусь и от того, и от другого.
Сергей Адамович был человек лично честный, порядочный, глубоко убежденный в своей правоте. Лично смелый - бестрепетно пребывал под российскими бомбами в Грозном, добровольно пошел в заложники к Шамилю Басаеву после теракта в Буденновске. Это требовало мужества.
Его позиция во время Чеченской войны вызывает неприятие у многих, и их можно понять. Призывы сдаваться, затем ордена или медаль от Дудаева, хотя он и отказался получить награду, не красят правозащитника, как и однобокая позиция, целиком на стороне сепаратистов и бандитов.
Есть у меня и свой счет к Ковалеву - за трагические события сентября-октября 1993 года и расстрел Белого дома. Он ведь был не рядовым народным депутатом, а председателем Комиссии Верховного Совета по правам человека, но попранные права человека в те дни не защищал, целиком принял сторону Ельцина и поддержал путч.
Вот только я по этому поводу не бухтел в фейсбуке, которого тогда не было, а прямо и нелицеприятно задавал вопросы Сергею Адамовичу, у которого я брал интервью, причем не один раз, а потом еще и писал о нём в журнале "Итоги". И общался с ним неоднократно.
Так вот, Ковалев от ответов не уходил, частично признавая свою неправоту, на это у него тоже хватало мужества.
Он вообще был одним из немногих в своём "лагере", кто не лукавил, не лицемерил, последовательно и логично отстаивал свою линию, свою позицию, свои убеждения, которые у него были, за которые он успел пострадать в советский период и был готов пострадать в постсоветское время.
Сергей Адамович Ковалев был для многих уважаемых мною людей противником, в свою очередь достойным уважения. Так его и помяну.
ЗЫ Категорически требую не позориться со "стекловатой"!!! Нам не дано знать, что там с кем будет...
Необязательные мемуары