Странное название для выставки, но уж как есть. Картины из коллекции Михаила и Ивана Морозовых в Музее изобразительных искусств имени Пушкина.
Как я понимаю, эти два купца-мецената подарили нам, своим потомкам, то самое богатое собрание великих полотен импрессионистов, так называемых "пост-импрессионистов", то есть, всех гениальных художников, работавших в Париже и вокруг после того, как там начали выставляться импрессионисты, абсолютно разных, от Ван Гога до Сезанна и обратно к Матиссу и Гогену. А также немало картин русских художников того же периода, прежде всего Коровина и Серова, ни в чем не уступавшим импрессионистам. Поэтому правильно и очень точно их произведения вкраплены в залы, наполненные их французскими коллегами.
В целом впечатления от выставки сложные.
Итак
Когда вместе вперемешку собраны Коровин, Мунк, Суриков, Моне, Серов, Ренуар и так далее, это тяжело воспринимать, перескакивая с одной картины на другую.
Понятно, что это нормально для коллекционера и мецената, но для нормальных, обычных посетителей, любящих искусство, это чрезмерное испытание.
Однако не могу не выразить благодарность и низко поклониться как братьям Морозовым, так и организаторам выставки. За зал "Импрессионизм. Начало", где есть все - Клод Моне, Синьяк, Сислей, Писарро, залы Гогена, Сезанна, уголок Ван Гога и даже за залы Боннара и Матисса, которых я не люблю. И за Андре Дерена и Марке, которых я люблю. И это еще не все.
Масштабы выставки не позволяют оценить и понять ее с одного раза. Надо будет еще как минимум разок сходить.
Замечательно, что все эти картины принадлежат нам, что они были, есть и пребудут здесь, в России.
Ну и чуть-чуть иллюстраций. Сразу скажу, что картины в принципе трудно фотографировать, неблагодарное это дело. Но снимать импрессионистов и тех, кто был после них, совсем бесполезно. Оттенки не улавливаются и не передаются никакой суперфототехникой.
Судите сами
Ренуар
Клод Моне
Роден. Поцелуй. Скульптуры снимать еще сложнее
Пикассо
Морис Дени. Братья Морозовы его очень любили
Хватит пока