Hamlet. Гамлет (фильм, 1948)

Jun 19, 2022 03:00



Режиссёр Лоренс Оливье
Продюсер Лоренс Оливье
На основе одноимённой трагедии Уильяма Шекспира
Автор
сценария Лоренс Оливье
В главных
ролях Лоренс Оливье
Оператор Десмонд Дикинсон
Композитор Уильям Уолтон
Художник-постановщик Роджер Фёрс
Кинокомпания Two Cities
Дистрибьюторы Rank Film Distributors Ltd. (Великобритания)
Universal-International (США)
Длительность 155 мин.
Страна Великобритания
Язык английский
Год 1948
Режиссер и исполнитель главной роли Лоуренс Оливье. Я смотрел этот фильм лет 40 назад в "Белых столбах", он мне тогда не очень показался. Тяжеловесный и довольно банальный по трактовке, при этом не всегда понятны сокращения. Допустим, можно понять, почему Оливье вычеркнул Розенкранца с Гильденстерном и два монолога из четырех, но зачем он убрал самую первую реплику Гамлета - A little more than kin, and less than kind, догадаться невозможно. Равно как и некоторые другие реплики, именно реплики, а не сцены или монологи, то есть они никак не влияли на продолжительность действия.
Но есть и удачные эпизоды: разоблачительный спектакль, задуманный и сочиненный Гамлетом, пусть он и низведен к пантомиме; или финальный бой с Лаэртом. В принципе в фильме Оливье лучше удались сцены, где есть action, что соответствует концепции: этот Гамлет - человек действия, боец, солдат, если угодно, а отнюдь не интеллектуал и уж подавно не "рефлексирующий интеллигент". Ничего похожего! Ему легче, проще, приятнее, естественнее действовать, чем осмыслять действительность. По большому счету ему и to be or not to be говорить не обязательно, но убрать ключевой монолог Оливье не решился. Да и все-таки этот принц не какой-нибудь рубака-солдафон, немного поразмышлять ему иногда тоже нужно. Но в меру, так как время не ждёт, надо мстить, что составляет пресловутое "зерно" роли.
На пути к осуществлению мести этот Гамлет уж слишком грубо обходится с женщинами - хорошенькой Офелией (Джин Симмонс симпатичная, не более того) и матерью Гертрудой, еще не старой, привлекательной женщиной (Eileen Herlie, о ней особо нечего сказать). Не случайно за мать вступается призрак (кстати, его озвучивает сам Оливье, а внешне он представляет собой туманную фигуру). Меня всегда смущает этот эпизод с явлением призрака в сцене Гамлета с матерью, так как она его не видит (при том, что в первой сцене с призраком его видят все участники, все свидетели, а не только принц), зато сам Гамлет получается по-настоящему сумасшедшим. Или как еще трактовать эпизод?
Клавдий - Бэзил Сидни - злодей, сладострастник и жулик, очень отрицательный персонаж, Полоний - некий Феликс Эйлмер - суетливый придворный старикашка, про них, тем более про остальных нечего сказать.
Занятно, что в самой концовке тело Гамлета несут не хоронить, а куда-то на самую верхотуру, видимо, это было задумано как некий символ возвышения Героя.
Да, безусловно, свою режиссерскую трактовку актер Оливье реализует блистательно. Это лучшее в фильме, но есть у Лоуренса Оливье фильмы и получше. Очевидно, тут была бы уместна поговорка "не по Сеньке шапка" или ее английский аналог The cobbler should stick to his last (сапожнику следует держаться за свою колодку).
Еще





image Click to view


Уильям Уолтон. Музыка к фильму. Она вполне самоценна

image Click to view



image Click to view



Мое кино

кино, неплохое

Previous post Next post
Up