Михаил Александрович Чехов - гениальный актер с несчастливой актерской судьбой. Ученик Станиславского, он никак не мог вписаться в классический МХАТ, он не годился для режиссерского театра, он сам был человек-театр, и ему нужен был свой театр, в котором бы он был центром всего.
Поэтому Чехов мыкался по МХАТовским студиям, на основной сцене сыграл только Хлестакова - в спектакле, что был на него поставлен, два МХАТовских корифея фактически устроили Михаилу Чехову бенефис (хотя они бы в ужасе опровергли это утверждение, но так оно было), потом нашел не идеальный, но оптимальный свой театр - МХАТ Второй, где создал несколько величайших своих ролей-шедевров - князь Аблеухов в "Петербурге", Эрик XIV Стриндберга, Гамлет.
Но большевики этот театр уничтожили, труппу разогнали по идейным соображениям (и в этом, к сожалению, участвовал выдающийся театральный критик Борис Алперс), и Михаил Чехов вынужден был эмигрировать в 1928 году.
Очень вовремя! Он не вписывался в действительность СССР со своим увлечением антропософией, да и со всей своей глубоко НЕсоветской личностью.
В эмиграции Михаил Чехов не пропал. Но актер, оторванный от родной почвы, всегда трагичен по своей сути. "Там, под небом чужим" актеру невозможно показать себя в истинном художественном свете. К сожалению. Михаил Чехов почти полностью "предсказал" судьбу других наших актеров-эмигрантов - например, Савелия Крамарова. Не живет актерское дарование на чужой почве.
Еще
Михаил Александрович Чехов в главной роли в фильме Якова Протазанова "Человек из ресторана".
Фильм, кстати, замечательный, там есть потрясающе снятые кадры, а еще в этом фильме можно увидеть великих русских актеров - таких, как Михаил Нароков, Михаил Климов, Степан Кузнецов.
Увы, и этот немой фильм, хотя и отечественный, не дает о Михаиле Чехове настоящего представления (как и роль второго плана в
фильме "Рапсодия"), он тут не равен себе, прибегает к инструментарию школы представления, совсем ему не свойственной.
Михаил Чехов как актер кино, возможно, не уступает прославленным Чаплину и Бастер Китону, но кинематограф не был его стихией, сферой приложения, применения его артистического дара. Однако, увы, судить о Чехове - театральном актере мы можем только косвенно, из вторых-третьих рук, по рассказам очевидцев...
Еще кадры из фильма "Человек из ресторана"
Весь фильм Протазанова можно посмотреть. Это стоит того - не пожалеете
Click to view
Типа бонус - про другой фильм с Михаилом Чеховым: Spellbound. Завороженный. В режиссерах сам Альфред Хичкок
https://nicolaitroitsky.livejournal.com/6721407.html