Ольга Михайловна Яковлева. Также любимая актриса Анатолия Эфроса. То есть, любимая актриса любимого режиссера.
Очень любил ее в театре, в кино она снималась мало и редко, зато была прекрасна в телеспектаклях того же Эфроса. В этой моей любви не было ни капли чувственности, не тот случай, хотя, конечно, она не просто хорошая, тонкая и умная актриса, но и полна очарования.
Лично мы не знакомы, хотя я наблюдал за Ольгой Михайловной совсем близко во время репетиций в маленьком зале, куда Эфрос пускал всех желающих, была у него такая особенность. И я видел Яковлеву без грима и не при свете рампы, а в самые первые дни работы над ролью, в интимной обстановке творческой лаборатории, где она не произносила написанный тест, а обсуждала пьесу и просто общалась с режиссером и с коллегами, не только обсуждая готовящуюся обстановку, но и беседуя о жизни.
Многие актеры и актрисы в такой обстановке становятся неинтересными и заурядными, сцена или экран их "приподнимает", способствуют привлекательности, но здесь был не тот случай. Ольга Яковлева показала себя женщиной неглупой и даже, можно сказать, интеллигентной. В отличие от некоторых других, в том числе и замечательных мастеров, которых я называть не буду.
Всё это к чему? Сегодня у Ольги Яковлевой день рождения, круглая солидная дата, на которой не хочу сосредотачиваться, просто использую как предлог для разговора о любимой актрисе.
В конце 70-х - начале 80-х я видел всё, что она играла в театре, сначала на Малой Бронной, потом на Таганке, куда она перешла вслед за Эфросом, и где его довели до последнего инфаркта (отдельная грустная история, сейчас не будем углубляться). Она была своеобразным камертоном почти всех (за редкими-редкими исключениями) постановок своего режиссера, и в театре, и на телевидении, и на радио. И если Мастер иной раз допускал сбой и выдавал фальшивую ноту, то у Яковлевой как актрисы неудач не было. Я такого не помню. Даже ее помещица Коробочка в провальной постановке Эфроса по "Мёртвым душам" получилась ярким ироническим шедевром, хотя это, скажем прямо, не совсем ее роль, но Ольга Михайловна и тут нашла нужные краски.
Конечно, она не из тех актрис, которые могут сыграть абсолютно всё, да она и не пробовала, если опять-таки не считать Коробочку и проститутку Настю из "На дне", хотя эта героиня пьесы Горького, живущая в воображаемом мире, достойно дополнила галерею героинь Ольги Яковлевой: внешне изломанно-изысканных, сильных и страстных натур, как правило, с трагическим восприятием бытия, обусловленным жизненными реалиями. Но они вынуждены прятать, скрывать свою страстность и свои страсти, которые прорываются сквозь светски изысканную оболочку. Как Наталья Петровна из "Месяца в деревне" - кульминация, высший взлёт и Эфроса, и Яковлевой, я несколько раз смотрел спектакль, потом еще несколько раз телевизионный вариант, ослабленный, без Козакова, Олега Даля и Кореневой, но Ольга Яковлева там компенсировала любые потери, и финал того спектакля, около десяти минут без текста - безумно много для театра! - под 40-ю симфонию Моцарта - одно из самых сильных театральных впечатлений за всю мою жизнь, таких было еще два-три, но сейчас неуместно их упоминать. Это реквием по любви и надежде, конгениальный музыке и возносящий пьесу Тургенева на высоту почти трагедии.
А была еще Дездемона, которая, так уж получилось, компенсировала заметно более слабого Отелло и в одиночку противостояла гению зла Яго в исполнении Льва Дурова. Была потрясающая Жозефина в спектакле про Наполеона, о котором я тогда еще
толково написал в своем дневнике, равно как и
о Маше из "Трех сестер", постанове, не ставшей шедевром, как "Месяц в деревне", но Ольга Яковлева наполняла ее глубоким смыслом, и вот именно там подавленная страсть ее героини прорывалась, как языки пламени под уснувшим вулканом. Еще была удивительная главная героиня пьесы "Лето и дым" Теннесси Уильямса, как будто специально написанная для Ольги Михайловны. И тонкая, нежная, мужественная Селимена в "Мизантропе". Долго можно перечислять и восклицать, а вот показать - почти нечего. Хотя кое-что я нашел, а телеспектакли и радиопостановки Эфроса доступны в интернете, и их невозможно представить себе без Яковлевой. Там, ниже, я поместил их список.
Итак
Вторая половина спектакля "Месяц в деревне" с тем самым поразительным финалом
Click to view
Жозефина. Наполеон - Михаил Ульянов
Click to view
Click to view
Из Отелло
Click to view
"Воспоминание". Пьеса Арбузова. Репетиция спектакля с режиссером Анатолием Эфросом. У театральной афиши (1981). Там у Яковлевой была главная роль, я только ее помню, пьесу и спектакль забыл напрочь
Click to view
"Марат, Лика и Леонидик". По пьесе Арбузова "Мой бедный Марат"
Click to view
В этом Голубом огоньке Ольга Яковлева, совсем еще молодая, участвует вместе с мужем, знаменитым футболистом Игорем Нетто (я его не застал, судить не берусь, говорят, что очень хороший был нападающий), и произносит несколько фраз, умно, спокойно и по делу
Click to view
Марат, Лика и Леонидик Таня Борис Годунов. Телеспектакль Несколько слов в защиту Мольера Мартин Иден. Радио Незнакомка. Радио