Предыдущий мультфильмПервый советский кукольный широкоформатный мультипликационный фильм. Снят по мотивам произведений Владимира Маяковского. При создании фильма применены бумажные полуобъёмные, «горельефные» куклы.
автор сценария Александр Галич
режиссёры Иосиф Боярский, И. Иванов-Вано
художник-постановщик Вадим Курчевский
оператор Теодор Бунимович
звукорежиссёр Борис Фильчиков
композитор Револь Бунин
мультипликаторы-кукловоды Борис Меерович, Павел Петров, Вячеслав Шилобреев
ассистент художника А. Горбачёв
ассистент по монтажу Т. Сазонова
текст читает Борис Попов
куклы изготовлены Олегом Масаиновым
декорации и реквизит выполнены мастерскими Х. П.О. кукольного фильма
под руководством Романа Гурова
редактор Наталья Абрамова
директор фильма Натан Битман
Музыка к фильму записана Московским камерным оркестром
под управлением Рудольфа Баршая
Click to view
Основой сюжета фильма стали «Пролог» и 2-я часть («Будущий быт») поэмы В. Маяковского «Летающий пролетарий» при использовании некоторых эпизодов его киносценария «Как поживаете?» и нескольких строчек стихотворения «Пролетарий, в зародыше задуши войну». Часть текста была специально написана Александром Галичем в стиле близком творческой манере Маяковского.
Изобразительный ряд фильма содержит фотокадры и фрагменты кинохроники. Образ Маяковского был создан способом фотоперекладки с использованием фотоизображений артиста Театра им. Моссовета Михаила Погоржельского, загримированного под Владимира Маяковского.
В первом варианте фонограммы мультфильм был озвучен известным чтецом, артистом Театра Советской Армии Вячеславом Сомовым, но по настоянию художественного совета, счёвшего его голос слишком рафинированным, фонограмма была перезаписана с участием артиста Малого театра Бориса Попова.
По существующим в то время правилам (согласно приказу Госкино СССР) музыка к фильмам записывалась только Оркестром кинематографии, но по просьбе композитора Револя Бунина И. Боярскому удалось добиться того, что музыкальное сопровождение было записано Московским камерным оркестром под управлением Рудольфа Баршая.
Большая часть фильма представляет собой экранизацию 2-й части поэмы «Летающий пролетарий», рассказывающей о Москве далёкого будущего на примере одного дня из жизни среднестатистического гражданина. Ставя перед собой задачу показать средствами мультипликации масштабность свершений и возможностей разумно устроенного человеческого общества, авторы фильма долго не могли найти соответствующего изобразительного решения.
По первоначальному замыслу величие грядущего должны были передать кадры на золотых фонах с использованием живописи Андреа Мантеньи.
Выступление на худсовете Сергея Юткевича, который не согласился с таким решением, усомнившись в том, что золото может быть мерилом истинных ценностей совершенного общества (он напомнил высказывание В. Ленина о том, что из золота при коммунизме будут делать унитазы), заставило отказаться от этого варианта. Найти правильное решение авторам фильма помогли увиденные в витринах магазина на улице Горького стенды с проектами будущих застроек Москвы и фраза В. Маяковского из поэмы «Хорошо»: «Я планов наших люблю громадьё…».
Белые бумажные (ватман), горельефные (с использованием боковой подсветки) куклы «живут» и действуют в пространстве квартир, домов и улиц, оформленных в виде планов и чертежей. Следуя творческому замыслу В. Маяковского, без лишнего пафоса, сохраняя оттенок лёгкой иронии, авторы фильма разворачивают перед зрителем картины будущего, придав им характер грандиозного проекта-цели.
В кинорецензии, опубликованной журналом «Искусство кино» № 10 за 1962 год, фильм был назван одной из лучших работ по мастерству и темпераменту, выпущенных кукольным объединением (на тот период).
А вот стихи, стилизованные под Маяковского, которые сочинил Александр Галич. В 1962 году он то ли еще не стал антисоветчиком, то ли тщательно скрывал своё "нутро"
Не надо! Стойте! Опомнитесь,
люди!
Машу я как знаменем этой строкою,
в мире, в котором войны не будет…
верю,
знаю -
будет такое!!
Мысль человечья - быстрее света!
А поэта мысль и того пуще!
Смотри же фантазию - шутку поэта
про день гражданина в мире грядущем!
Так когда-то выдумывал в шутку поэт.
И вот любой фантазии краше!
Над краем быстротекущих лет
уже поднялось грядущее наше!
Грядущее - вот оно!
Видишь! Вот это!
Его уже можно потрогать рукой!
И вновь вместе с нами голос поэта
вздымает, как знамя, строку за строкой!
В одном строю
в миллионы сердец
скажем войне - нет!
И по всей земле
из конца в конец
во имя счастья грядущих лет…
Back to USSR Мир советских мультфильмов