О религиозности и правдивом экуменизме

May 13, 2014 18:20



"Вероисповедание человека соответствует его внутреннему самоопределению к Высшему началу. Опыт, раскрывающийся в отношении к Высшему, удостоверяет истину вероисповедания, и поэтому искренне верующий убежден в истинности религиозного откровения. Но это не означает, что он не может понимать другие религиозные традиции, в основе которых лежит иной религиозный опыт. Специфика отношения к религиозному опыту представителя другой конфессии в том, что этот опыт может пониматься без изменения собственного религиозного самоопределения человека. Иначе говоря, другой опыт может постигаться с личностно нейтральной позиции, и вполне может быть понятен. Понимание другого опыта как одной из стадий духовного развития человека помогает лучше понять как себя, так и собственное вероисповедание. В этом и заключается смысл межрелигиозного диалога. (...)

Для религиозного человека очевидно, что цель религии в личностном спасении. При этом не особенно важно, какое значение религия имеет для общества. Однако человек, воспринимающий религию утилитарно, убежден в обратном. Ему непонятно внутреннее значение религии как пути спасения, зато принадлежность к религии позволяет ему почувствовать собственную важность, вытесняющую чувство неполноценности. Религия для него становится идеологией, родственной расовым или националистическим идеологиям, эксплуатирующим желание человека самовозвеличиться за счет принадлежности к избранному сообществу. Стремление скрыть религиозные убеждения, выставляя напоказ лишь социальные функции религии, порождает соблазн примитивного понимания религии как инструмента решения социальных проблем. (...)

Итак, мы видим два разных отношения к религии. Подлинное отношение основано на религиозной потребности в опыте приобщения к откровению. Если эта потребность настоящая, то закономерно, что она не всегда удовлетворяется. Поэтому религиозный человек может порой чувствовать частичную неудовлетворенность состоянием жизни в конфессии, что, однако, не уводит его от религии, а напротив, заставляет еще больше углубляться в духовную жизнь. Такой человек отчетливо видит отдельные недостатки в жизни своей конфессии.

Человек, воспринимающий религию как идеологию, не замечает никаких недостатков, так как на самом деле не имеет религиозных потребностей. Сам факт принадлежности какому-то сообществу достаточен для того, чтобы уважать себя. Больше от религии ему ничего не нужно. Поэтому всякое несогласие со своей позицией он воспринимает не как отправную точку для углубления понимания, а как угрозу собственному самоуважению. Именно поэтому он начинает агрессивно относиться к другим конфессиям, даже не пытаясь их понять.

Таким образом снисходительно-толерантная позиция может легко переходить в не толерантную и даже в откровенно ксенофобскую. Чтобы этого избежать, необходимо искать в межрелигиозном диалоге не утилитарный, а именно религиозный смысл. Он заключается в понимании иного опыта именно как иного, к которому можно относиться по-разному, без ущерба для внутреннего религиозного самоопределения. Это понимание другого опыта позволяет глубже понять себя и собственную религиозную традицию, а вместе с тем избавиться от сеющих рознь и вражду предрассудков относительно других конфессий".

© Карпицкий Николай Николаевич, 2012
http://baznica.info/article/mezhreligioznyi-dialog-i-prepodavanie-reli/

tibet, internet, personal

Previous post Next post
Up