Вообще-то в Библии никакого списка семи смертных грехов нет и многие путают смертные грехи с десятью заповедями, данными Богом Моисею. Но не будем сейчас углубляться в теологические рассуждения о сходстве и различиях этих двух списков.
На фото фонтан "Брачная карусель"(Нюрнберг), символизирующая смертные грехи.
Изначально учение о смертных грехах сформировалось в монашеской среде, и список - тогда из восьми пунктов - был распространён в литературе ранней христианской аскетики. Об этом, к примеру, упоминал в своих сочинениях епископ Карфагенский Cyprianus (200 или 210258 гг.). Однако определённо изложил учение о восьми главных грехах Euagrios Pontikos - в конце IV века, в сочинении «О восьми злых помыслах». А уже в начале V века монах и богослов Johannes Cassianus в сочинении «Собеседования» утверждал, что это учение принято повсюду.
Перечень главных грехов по Евагрию: чревоугодие, прелюбодеяние (блуд), сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие, гордыня. Почему такие «безобидные» пороки и «смертные»? Потому что они неизбежно влекут за собой другие грехи и ведут, по мнению христианских мыслителей, к более страшному, чем физическая кончина, - к духовной смерти.
К слову, каноническое число 7 не означает, что один «грешок» человечеству «скостили». Список семи главных грехов, введённый Папой Римским Григорием I Великим (Gregorius PP. I, 540604 гг.), лишь объединил печаль с унынием, тщеславие с гордостью и добавил грех зависти. Григорий I в своём «Толковании на Книгу Иова, или Нравственных толкованиях» (Expositio in librum Iob sive Moralia) изменил также последовательность грехов, поставив на первое место гордыню. Ведь она - вызов Богу, самый тяжкий из грехов раньше.
А весь список, включённый в катехизис Католической церкви, на тысячелетия получил такой вид: гордыня, зависть, гнев, уныние, сребролюбие, чревоугодие, похоть (блуд).
В период средневековья, с XIII века, большое влияние на развитие учения о семи смертных грехах в католической теологии оказал святой Фома Аквинский (Thomas Aquinas) своим фундаментальным трудом «Сумма теологии». Немало поспособствовала распространению и «Божественная комедия» Данте (Dante Alighieri). Каноническому списку грехов противопоставлялся перечень добродетелей: смирение, щедрость, любовь, доброта, самоконтроль, умеренность и воздержание, усердие. А Фома Аквинский особо выделял веру, надежду и любовь.
На протяжении веков эта тема будоражила величайшие умы человечества. Так, политический деятель Индии, философ Махатма Ганди (Mohandas Karamchand Gandhi) составил свой список смертных грехов: богатство без работы, удовольствие без совести, наука без гуманности, знание без характера, политика без принципов, коммерция без морали и поклонение без жертв.
А несколько лет назад Ватикан - впервые - пересмотрел перечень смертных грехов и опубликовал обновлённый в своей газете L’Osservatore Romano. Несмотря на многочисленные попытки общества «ужать», «списать» некоторые грешки, к существующим были добавлены ещё семь, так сказать, на злобу дня.
Теперь вечные муки, по убеждению Ватикана, грозят ещё и за «биоэтические» нарушения (например, контроль рождаемости), «сомнительные с моральной точки зрения» эксперименты (исследования стволовых клеток и им подобные), употребление наркотиков, загрязнение окружающей среды, увеличение имущественного расслоения, избыточное богатство и действия, приводящие к росту числа бедных.
А вот вам ещё информация к размышлению. По наблюдению одного из личных теологов Папы Римского, сегодня среди мужских грехов на первом месте стоит похоть, далее - чревоугодие, лень, гнев, гордыня, зависть и жадность. У женщин на первом месте гордыня, следом идут зависть, гнев, похоть и лень.
Каждый человек, утверждают теологи, со времён Адама и Евы повреждён грехом и поэтому нищ и жалок. Но на это ещё Евагрий Понтийский знал ответ: «Чтоб эти помыслы тревожили душу или не тревожили, это не зависит от нас, но чтоб они оставались в нас надолго или не оставались, чтоб приводили в движение страсти или не приводили - это зависит от нас».
(с)
http://www.rg-rb.de/