Современные автомобили (не все, но уже многие) оснащаются устройствами, которые позволяют вам «висеть на хвосте» у впереди идущей машины. Вы включаете радар, устанавливаете дистанцию до впереди идущей машины и можете почти не думать о движении. Ваша машина будет ускоряться или тормозить синхронно с той, что впереди, причем расстояние между вами будет постоянным. Возможно не только экстренное торможение, но и полная остановка. Если, правда, передний автомобиль улетает в кювет, то и спарринг-партнер делает тоже самое, если, конечно, не вмешается водитель.
Разработка аналогичной системы, позволяющей создавать колонны из любого числа машин, шла несколько лет в рамках ЕС. Проект получил название SARTRE (сокращение слов Safe Road Trains for the Environment - безопасные дорожные поезда во имя природы). На испытаниях в качестве лидера использовался грузовик Volvo, за которым «след в след» тянулись другие машины. Их водители могли во время движения читать, смотреть телевизор, пить чай. Хотя, согласно Венской конвенции, регулирующей всё наше поведение на дороге, водитель не имеет права снимать руки с руля и передавать управление машиной кому-то рядом. Получается, что закон запрещает такое движение колонной? Для согласованного ответа на этот вопрос потребуется не менее десяти лет, говорят эксперты, ведь согласие должны дать все страны- участницы конвенции, а то и весь мир.
Все участники соединены между собой виртуально посредством компьютеров, радаров, приемо-передающих устройств. На крыше каждой машины - антенна. И ведущий колонны в любой момент знает, что в ней происходит. А это важно, поскольку главная проблема в такой колонне - координация действий водителей, их полное доверие к водителю-лидеру. Вопрос и в том, когда и как каждый из участников должен взять управление на себя.
Такое вождение позволяет существенно сократить дистанцию между участниками движения на дорогах, не снижая скорость потока. Поскольку и торможение, и разгон централизованы, удаеётся резко сократить расход топлива и выброс СО2.