Маросейка, 2/15: Пушкин - 2

Apr 02, 2019 18:36

Предположительно с 1620-х годов, и определённо - с сер. 17 в. в начале Маросейки находился двор Пушкиных  - сначала Бориса Ивановича Пушкина, а затем его сына - Никиты Борисовича.

Б.И.Пушкин - дипломат и государственный чиновник времён первых Романовых. О нём я писала вот здесь: https://nicol-77.livejournal.com/4377.html . У Бориса Ивановича было три родных брата. Все они умерли бездетными, так что единственный сын Б.И.Пушкина - Никита получил в наследство не только обширные отцовские земли, но и земли всех своих родичей по отцу.



Никита Борисович Пушкин (1620-1719) за всю свою жизнь нигде не служил. Видимо, ему хватало собственных доходов. Был ли Никита Пушкин в молодости женат - неясно. Его единственный сын Афанасий родился в 1675 году, т.е. тогда, когда отцу было уже 55. В семье была еще дочь Софья, но пока - не о ней речь. До 1690-х годов имя Н.Б.Пушкина не появляется ни в государственных документах, ни в летописях.

Но потом появляется )) ... при весьма скандальных обстоятельствах.



Фрагмент ретроспективного плана части квартала на углу Маросейки и Лубянского проезда. 1730-е годы. Двор Пушкиных, а позже - их наследников, находится справа от церкви и обозначен римской цифрой VI // Киприн В.А., Малыгин С.М.Квартал 115: прошлое и настоящее московского квартала. С.163.
В 1692 году Никита Пушкин подаёт жалобу государям (Петру I и его брату Ивану) в том, что его родной сын Афанасий в пьяном виде ворвался в дом к отцу и смертным боем избил отца с матерью. Афанасию, на минуточку, 17 (!) лет. Тут сразу возникают два вопроса: как нужно было воспитывать сына, чтобы он к 17-ти годам стал буйным пьяницей, и почему этот инцидент (безусловно, крайне неприятный) потребовал жалобы в адрес царей? Неужели не было возможности в семейном кругу как-то приструнить молодца?

Так или иначе, жалоба была удовлетворена. Афанасия Пушкина сослали "на покаяние" в Нилову пустынь Столбенского монастыря на Селигере. Игумен монастыря Пахомий доносил в Москву, что молодой Пушкин "буйствует", а у него, игумена, нет ни сил, ни средств смирять юношу и стеречь его. Через некоторое время Афанасий сбежал из монастыря, был пойман в 70-ти верстах и возвращён обратно, бежал вторично, опять был пойман и отправлен в монастырскую тюрьму, где и умер в 1694 году, в возрасте 19 лет (!).



Нилова пустынь на Селигере. 21 век. В конце 17 века всё, конечно, выглядело не так шикарно.
Фото: https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1101614/893c10fb-2e9e-4a23-9154-796e8573b3c2/s1200
Уже один этот трагический эпизод показывает, какие "высокие отношения" царили в семье Никиты Пушкина. Но это еще не конец истории... Ой! Оказывается, Афанасий Никитич Пушкин в его 17 лет уже был женат. Да на ком...  На Стефаниде Украинцевой, дочери дипломата Емельяна Украинцева! Емельян Иванович Украинцев в литературе о петровском времени обычно предстаёт эдаким одиноким волком дипломатических морей)). Однако, нет, был женат, и дочь была.

Наверняка Украинцев, выдавая дочь за Афанасия Пушкина, имел самые лучшие побуждения. Афанасий, как единственный сын своего отца, должен был получить огромное наследство. Кроме того он принадлежал к древнему роду, что для такого "селфмейд" человека, как Украинцев, означало:  дочь войдет в родовитую семью, будущих внуков никто не попрекнёт худородностью. Но человеческие отношения не всегда поддаются расчёту. Видимо, молодые настолько не понравились друг другу, и Афанасий женился под таким сильным нажимом, что с ним случилось то, что случилось.

Стефанида Емельяновна Пушкина осталась после ссылки мужа в доме свёкра "на Покровке, в приходе у церкви Всемилостливого Спаса, что на Глинищах" (сейчас на месте этой церкви стоит "дом лётчиков").  В том же 1692 году Емельян Иванович, получив на то разрешение царей, забрал дочь из дома Никиты Пушкина обратно в свой, всем известный терем в Хохловском переулке.



Палаты Украинцева в Хохловском переулке. Фото: http://moscowwalks.ru/wp-content/uploads/2013/12/6.jpg
Прошло СЕМЬ лет. За это время умер Афанасий, Стефанида второй раз вышла замуж за князя А.Ф.Шаховского, а Украинцев и думать, наверное, забыл, про первый брак дочери.

Но в начале 1699 года Никита Пушкин неожиданно подаёт Петру I жалобу с таким содержанием: Украинцев, забирая дочь, попутно обокрал дом Пушкина на Маросейке / Покровке (!). Начинается судебное разбирательство...

Украинцев в суде поясняет, что  его дочь Стефанида жила у свёкра в "нужде и в небрежении от слуг", поэтому он забрал её в отцовский дом. В "багаже" дочери были иконы, которыми он, Украинцев, ее благословлял на брак, а было ли что-то ещё, он не помнит, ибо "Никита Пушкин семь лет молчал, а теперь (в 1699 г.) затеял поклёпный иск". Никита Пушкин в ответ представляет огромный список пропавших вещей, причем их стоимость завышена до фантастичности. [ "всё, всё, что нажил непосильным трудом: три магнитофона, три кинокамеры заграничных, три портсигара отечественных, куртка замшевая... три!" )) ].

Историк Веселовский, изучавший это судебное дело, немало позабавился... Так, например, Никита Пушкин заявляет, что пропала золотая цепь, пожалованная его отцу, Борису Ивановичу шведской королевой: "золотая, большая, с персоной золотой, около персоны каменья - алмазы, яхонты и изумруды. Персона свейские королевы Христины. Цена 1000 рублев, весом в 10 фундов" (4,5 кг !). На это Емельян Украинцев отвечает, что во-первых, никакой цепи он не брал, а во-вторых, в отчёте Б.И.Пушкина, хранящемся в Посольской приказе, сказано, что он "получил в награду (в 1649 г.) цепь с персоной королевы Христины, а весу в ней всего 2 фунта и 76 золотников" (1,2 кг). Ну и далее... всё в том же духе )).

В это время назревала Северная война. 22 апреля 1699 года Петр I отправил Емельяна Украинцева в Константинополь - заключать мир с Турцией. Судебное дело было приостановлено, и, судя по всему, не возобновлялось. Тогда Никита Пушкин переключился на мужа Стефаниды Емельяновны - князя Андрея Федоровича Шаховского и судился с ним еще пять лет (до 1704 года), "пуская в ход, - как пишет Веселовский, - подложные документы и всевозможные обманы". В 1701 году умерла Стефанида Емельяновна, но и это Никиту Пушкина не остановило. Последние папки судебного дела утеряны, так что непонятно, чем всё закончилось.

Следует отметить, что Никита Борисович Пуш­кин в это время был одиноким стариком. Очень богатым. Так что всё его сутяжничество проистекало, как видно, из-за дурного характера. В конце жизни он постригся в Троицком монастыре под именем Нифонта и умер в 1719 г., не доживши одного года до ста лет. На этом мужское потомство Бориса Пушкина прервалось.

Двор на Маросейке после ряда событий достался графу Николаю Федоровичу Головину, женатому на дочери Никиты Пушкина Софье. У супругов была одна дочь, которая также некоторое время владела "маросейским имением". Еще позже усадьба на Маросейке перешла к внучке Николая Головина и Софьи - Екатерине Барятинской.

Источники:
Веселовский С.Б. Род и предки А.С.Пушкина в истории. М., 1990.
Киприн В.А., Малыгин С.М. Квартал 115: прошлое и настоящее московского квартала. М., 2011.
Шаховской Андрей Федорович /https://viupetra2.3dn.ru/publ/shakhovskoj_a_f/11-1-0-2788/

предки Пушкина, Маросейка 2/15, Маросейка

Previous post Next post
Up