Июньский отпуск выдался настолько щедрым на невероятные события, явления и происшествия, что оно всё всерьез потряхивает до сих пор. И вот умом понимаю, что о таком - действительно надо писать, сдувая пыль веков с собственного ЖЖ, просто для того, чтобы потом, годы спустя - вспоминать детали, которые имеют свойство стираться из памяти. Не обо всех моментах сейчас найдутся слова и сформулируются в предложения, но с чего-то надо начинать. Так что, пусть, пожалуй, с основного "гвоздя", на котором висел и вокруг которого формировался нынешний отпуск - невыездной парижский концертный тур Милен Фармер.
Так с чего начать? Может быть, с проигнорированных московского и питерского концертов несколько лет назад, после которых в душе поселилось неудержимое желание рано или поздно реабилитироваться перед богиней всея франкофонии. Может быть (скорее всего)- с того дня в прошлогоднем ноябре, когда стартовали продажи на июньский тур и ты попал в занимательный квест - дождись своей электронной очереди за возможностью этот билет схватить. Всего каких-то три часа у монитора, затаив дыхание и дёргаясь на каждый момент, в который тебе показалось, что всё зависло к чертям. Потом, когда ползунок прогресса медленно, но все-таки добрался до возможности выбрать билет, ты сначала ошалел от цифр в евро (особенно когда перевел всё это в рубли)), а потом, после судорожных "быть или не быть", приходишь к единственно правильному выводу о том, что уж если тащиться за тридевять земель ради концерта - то ну не в задницу мира-же. И - вуаля - фан-зона и самое, пока что, глобальное билетовложение в моей истории.
...Париж, 11 июня, одиннадцать часов утра, квартал Дефанс. "Париж-сити" - знаменитая арка, сверкающие на солнце небоскрёбы, после двух дней убивания ног по историческому центру - ощущение, что ты попал на другую нанотехнологичную планету. Подхожу к Арене, примыкаю к уже на порядок растянувшейся очереди тех, кто заявился сюда явно часов в шесть-семь утра (а то, поди, и ночевал здесь), разворачиваю наконец-то пригодившийся дождевик, плюхаюсь на асфальт, довольно зажмуриваюсь на солнышке (гудящие ноги мне очень благодарны) и настраиваюсь существовать денёк в ожидании.
Когда-то мои любимые друзья-сопалатники по фанатскому дурдому рассказывали о своих концертных приключениях в Европе, о вот этих вот стоических часах в борьбе за места в фанке в толпе таких же на голову стукнутых страждущих личностей. Слушала я это, развесив уши, честно завидовала, честно восхищалась, считая это каким-то непостижимым героизмом - и честно полагала, что уж я бы точно такое не выдержала, даже если бы и довелось вдруг.
Вот и довелось :) И теперь, вспоминая об этих семи часах под солнцем-ветром-дождем и еще трех непосредственно внутри арены, могу однозначно сказать, что всё оказалось и вполовину не так долго и страшно, как в теории казалось когда-то. Вокруг были какие-то прекрасные в своей свободе и фанатской любви люди (на тот момент,приехав из Венгрии, мизантроп-я вообще была вдруг пропитана любовью к людям)), деликатно и без толкотни и попыток схитрить занимающие свою очередь, распевающие песни из понятно-чьего репертуара; невероятное количество тех шикарных женщин ("бабушками" в Европе их язык не поворачивается назвать), которые, наверное, торчали в такой же очереди в первый концертный тур MF тридцать лет назад - они абсолютно без каких-либо привилегий на свой возраст точно так же, как и более юный контингент, приехали с утра пораньше, сидели на асфальте, курили сигареты и жевали бургеры.) И вот во всей этой атмосфере любви и предвкушения прекрасного как-то время не томительно тянулось - а вполне себе бодренько продвигалось вперед. Несколько раз (не)суровая охрана встряхивала и уплотняла очередь, на что очередь отзывалась громким гулом и смехом. Вообще, все было абсолютно удобно устроено - змейки из ограждений, на них - постоянно и оперативно заменяемые пакеты для мусора, в кофейне-бургерной неподалеку, за пределами ограждений - звучит, конечно же, Милен - все для сегодняшней целевой аудитории. В общем - благодать для страждущих.) И вот шесть вечера открыли ворота, беснующийся поток очереди, уже давно уходящей за горизонт в сторону метро, с трудом сдерживаемый охранниками, таки прорвался внутрь, устремившись к столь желаемой цели - синему островку сцены.
Всё было не зря - и вот, до сцены рукой подать, хоть и немного сбоку, но зато - совсем-совсем рядом. Еще три часа пролетели уж совсем незаметно благодаря очередному потрясающему стечению обстоятельств - конечно, на весь огромный стадион именно со мной рядом должна была оказаться, наверное, единственная из сорока тысяч зрителей француженка, которая изучает русский язык.)) Неведомо как идентифицировав мою национальную принадлежность, эта милая странная забавная женщина, выехавшая на концерт в пять утра из Дижона, работающая в социальной службе и мечтающая прокатиться по Транссибу, вцепилась в меня мертвой хваткой - отсутствие практики русского во Франции это явно точно такая же проблема, как сейчас у меня с практикой венгерского.) За эти последние, считанные часы все, стоящие вокруг нас, уже были в курсе того, что я русская, не знающая даже английского и приехавшая в одиночку в их страну ради концерта Милен, поэтому получила аплодисменты и восхищенное покручивание пальцем у виска, потом еще немного попыталась вникнуть в очень тяжелый русский моей внезапной собеседницы, а там уже и наконец окончательно стемнело и фоновая музыка замолкла. Вот оно.
На (в?) огромной кольцо-подобной штукенции с потолка не торопясь и торжественно под вопли огромного зала спускается Богиня.
И включился космос - тот самый сложноосознаваемый космос концерта, который столько планируешь, ждёшь, едешь в любимую страну, понимаешь, что еще несколько лет назад о подобном даже мечтать себе не мог. И поэтому повествовать связно и логично дальше уже не получится.
Вообще, я очень умею тормозить по жизни (эмоционально и не только), поэтому первое время концерта, изо всех сил напрягая зрение, дабы не упустить по возможности Милен из кадра ни на секунду, я как-то не сразу всеми прочими чувствами смогла осознать, что и где вообще происходит. Всё воспринималось как-то ближе к очередному пересмотру live-концертника, вот я - вот я смотрю на Милен. Что она - настоящая и реальная, а не через экран, что вокруг - бездна беснующихся фанатов, что все-это - здесь и сейчас - энное время маячило где-то на третьем слое восприятия. И, наверное, только минут через пятнадцать-двадцать, на первых аккордах "Pourvu qu’elles soient douces", меня таки проняло и накрыло осознание - такое, что аж задохнуться можно было от нахлынувшего потока. Словно разлетелись вдребезги все невидимые экраны и мониторы, словно все пересмотренные-засмотренные за годы live-туры завертелись в каком-то одном, общем, перепутанном и масштабном нереальном явлении. И, кстати, что действительно было недалеко от истины - нынешний тур, седьмой в карьере Милен и свершившийся ровно тридцать лет спустя после самого первого, - он словно вобрал в себя частички, моменты, элементы концертов всех предыдущих, - не копируя прямо, но то здесь, то вот там, словно бы передавая привет очередной отсылкой своим предыдущим "коллегам".
Стоит заметить, что изначально афиша, название, время, банальная логика - всё как бэ говорило о том, что тур приурочен к выходу нового альбома и, само собой, концерт и будет состоять из его композиций по большей части. Поскольку меня новый альбом не впечатлил от слова совсем (к сожалению, как и почти всё, что внове делает Милен последнее уже десятилетие), я приняла этот факт достаточно стоически, решив для себя, мол, что ну и ладно, послушаю, чо, все-равно плюс минус бонусом несколько проверенных временем песен в любом случае исполнит, а так ради счастья узреть Богиню можно вообще по кругу новые альбомы слушать. А уже после, когда я, еще находясь в Будапеште, начала мониторить первые сводки с фронта начавшегося уже тура, то увидела сет-лист и даже не поверила собственным глазам. Потом - поверила и просто захотелось рыдать от офигения и счастья одновременно. Потому что это был реально чуть ли не самый умопомрачительный список композиций за все, уже упомянутые, семь концертников. Вот эти промелькнувшие тридцать лет от En concert-89 до Tour-2019 - все они, реально очуменной выборкой композиций, словно летописью, рванули из колонок в этот сорокатысячный безумный зал. А некоторые, казалось бы, вроде знакомые до каждого аккорда - в подчеркнуто маскимально_новой вариации, и, что совершенно для меня неслыханная штука - я, чертов музыкальный консерватор, просто обалдела от новых аранжировок, честное слово!
Трепетно любимейшая "Sans logique", ставшая еще более тревожной, гнетущей, какой-то неотвратимой, что-ли. "L’Âme-Stram-Gram" безо всякой былой меланхоличности вдруг от души прокачавшая зал. "Je te rends ton amour" - её услышав, я уже вообще прощалась с последними остатками крыши (труба убегала, за ней вприпрыжку - чердачное окошко)) Вездесущая Калифорния - уже вроде бы сидящая в печени своим присутствием везде и повсюду - но даже с ее аккордами теплело на душе. Культовая лгбт-гимновая "Sans contrefaçon" - в неизменном практически виде и музыкальном и хореографическом. Конечно же, еще более культовая, вечная, неистребимая "Desenchantee" - я ждала, как же я ее ждала, конечно, как-то совсем банально так ждать самый очевидный хит, который будет_всегда - но уж как есть, прастити.) И она, конечно, грянула, конечно, отправив зал в конвульсии восторга. Грянула в каком-то совершенно странном нынче виде - "на выезде" в зал, прямо над толпой, на огромных светящихся прямоугольных хреновинах штукенциях, в какой-то момент реально было страшно за тех, кто оказывался внизу, прямо под этой летающей платформой с бодро пляшущим да поющим на ней народом.)
Раз уж добралась до темы "хреновин": надо сказать, мне, так-то, сравнивать не с чем, на подобный концертах формата действительно, что называется, шоу, я не бывала никогда, все-таки видеозаписи - это другой уровень. Это раз. Два - это, если честно, тот факт, что я реально удивляюсь и завидую людям, которые ухитрялись во время концерта охватить взглядом, заметить и оценить всё это безумное и варварское великолепие с очевидно вложенными дохрениллионами евро - масштаб, свет, видео-проекции, спец-еффекты , умопомрачительная танцевальная группа, живущая единым организмом и пр. др. Я, наверное, смогу все это рассмотреть только потом, когда выйдет официальная видеосъемка, ибо там, тогда - куда, вы что, как вообще? Когда колбасит и глючит уже просто от самого факта, что я слышу живьём эти песни, что я вижу Милен - тысяча чертей, как же она невероятна!
Уже только ленивый по итогам тура не написал, как невероятно круто для своих не совсем уже юных лет выглядит Богиня - пластика пластикой, но фигуру образца ан концерта-89 оставить при себе, знаете ли.) Голос - кто-то пишет, мол, голос стал хуже (вообще, надо заметить, русскоязычный фандом MF самый нудный фандом из всех, что я знаю, честное слово, любовь и необходимость, простите, свою любовь обосрать (любя) там просто рука об руку идут уже лет дцать). Возможно. Но, положа руку на все что угодно - вокал никогда не был сильной стороной Милен. И мы все дружно знаем это уже все те самые дцать лет. Да, что-то она уже не вытягивает. Где-то ее хрусталь срывается - либо совсем, либо на шепот. Но когда она при этом совершенно обезоруживающе и слегка застенчиво улыбается - воистину, ей можно простить всё, что угодно. Она - богиня и ведьма одновременно, создавшая свою музыкальную вселенную, абсолютно уникальную, которую спутать с кем-либо просто невозможно. И в этой вселенной ей действительно уже давным давно позволительно всё - при том уровне любви и обожания, который окружает ее все эти годы, - ей можно вообще ничего не петь, серьезно. Она может выйти на эту сцену, шептать в микрофон своё "мерси, мерси боку" - а сорок тысяч человек сами споют для нее абсолютно все её песни. Потому что c'est l'amour.
А ведь это действительно был самый невероятный, трогательный, волшебный момент (сейчас вот вспомнила и слезы навернулись), в который поверить сложно и нынче.
Во всех концертниках, в свое время засмотренных наизусть до каждого танцевального па, существовал неизменный момент, кочующий еще оттуда, с 1989 года - это "Ainsi soit je..." под аккомпанемент клавиш. Наверное, эмоциональная вершина каждого концерта, когда сначала поёт Милен - а потом весь припев целиком и полностью для неё поёт зал. Стадион с безумным количеством людей превращается в слаженный хор и поёт - для неё и вместе с её слезами. И вот я - здесь, в той самой толпе людей, я сама - частичка этого хора, своим корявым французским вношу скромный вклад в эту льющуюся в пространстве магию. В тот момент я действительно словно оказалась там, внутри старой видеозаписи и поверить в это, честно, с трудом могу даже сейчас.
...Несколько не самых знакомых мне песен перемежались проверенным временем, потом грянула запредельно душевная "Fuck them all" и как-то стало понятно, что всё близится к финалу. Да - и вот запустились Часы. Призрачные, тревожные, торжественные, пугающие, неотвратимые, бьющие по нервам. L'horloge. В 1989-м Милен открывала ими свой первый концертный тур - и с тех пор все эти годы ни в одном концерте они не звучали. И теперь, тридцать лет спустя - она ими прощается, уходит и исчезает, окруженная пламенем. Зал рыдает. я не могла мысленно не съязвить здесь, что Мэндерли в Синхазе горело эффектнее). Исчезает, оставив фанатью огромный повод для размышлений о том, а не попрощалась ли она таким образом и не стал ли тур-2019 последним туром в ее карьере. Прекрасная Богиня всея франкофонии, как всегда, таинственна и немногословна, никто не знает, чего от нее ожидать. Посмотрим.
Click to view