Эта осень, еше в сентябре как-то очень лихо взяв курс на эмоциональную программу максимум, продолжает крайне бодро ей следовать. И хочется верить (ждать, надеяться, etc.), что воцарившийся ноябрь сию традицию славно продолжит, ибо впереди так деятельно уже замаячило всякое неожиданно-внезапно многообещающе приятное, а уж прекрасным_ожидаемым вообще наполнены практически каждые мои осенние вечера.
Ну а покамест, думаю, можно считать, что свершившийся на прошлой неделе двувечерний марафон имени катарсиса можно обозначить как некую высшую точку нынешних эмоциональных осенних аттракционов. О вечере двадцать восьмого почему не двадцать_четвертого, wtf? в недрах малой драмовской сцены, я отчитаться тут просто не_смогу в силу острой нехватки словарного запаса, которая включается всегда, когда пытаешься что-либо извлечь из самых глубин сердца. А вот слегка восстановить воспоминания о концерте, еле очухавшись от коего, я отправлялась в театр, таки следует. )
Светлейшая Сурганова и ее молодецкий Оркестр год назад словно бы установили в некую высшей категории планку, которая разделила всю мою концертную историю на до и после, показательно сформулировав и воплотив ощущение абсолютного музыкального идеала. Посему этого концерта я ждала с тех самых пор, как во слегка ошалелом виде выпала из сурового ОДО в прошлом октябре. И отрадно то, что так головокружительно для меня заданный уровень нынче Светлана Яковлевна более чем закрепила.
27-е октября. И снова, здравствуй, о фантасмагорический визуальный контраст внушительных спартанско-советских интерьеров Дома Офицеров и той весомой части публики СиО, коя ярко радужно специфична)) А также снова, здравствуй, БШ, однако.)) Если в прошлом году перед внутренним взором стремительно нарисовалась Сара Абрамовна - стоило лишь СС начать декламацию цветаевской лирики, то нынче на ехидный лад с ходу настроила мелькающая видео-инсталляция с неизбежным "10 лет". Думаю, неудивительно, что вместо того, чтобы сидеть_и_предвкушать, все минуты до концерта мы в сети еще успели постебаться на тему того, что сейчас обязательно включится нудная тема "десять лет - много это или мало?1? не знаю!!!1"))
Однако, наше ехидство не оправдалось. Несмотря на явную юбилейную направленность всей гастроли, разводить пафосные речи про десять лет, которые они "прожили-пропели-прочувствовали-прое-про-это-самое", Светлана не стала. Упоминание о дате промелькнуло лишь в самом начале, и то совершенно безпафосно, лишь как весомое обоснование предстоящего достаточно длительного музыкального путешествия. И - вперед. Настолько вперед, что у меня, кстати, осталась лишь одна...нет, не претензия, а, скорее, легкое недоумение по поводу сет-листа, ибо в подчеркнуто юбилейной, знаковой концертной программе, по факту отсутствовали: раз - "Неужели не я", хотя год назад, еще перед чтением первоисточника - "От окраины к центру" Бродского, Светлана упомянула, что данную композицию считает центральной и главной в истории коллектива, и два) - скрипка. Скрипка по факту, представляете? Этот момент я очень печально не объемлю совершенно.
Но, право слово, эти детали отразились в моем сознании уже много после. Может быть, спустя несколько миллиардов музыкально-космических световых лет, в рамках которых на сцене клубилось волшебство. Волшебство, кое созидала и которым виртуозно дирижировала Светлана Яковлевна. Все та же - миниатюрная, обаятельнейшая, с озорной мальчишечьей улыбкой, теплыми лучиками солнца в глазах, неимоверной силой и невозможной искренностью. Светлейшая.
Если о частностях, то сугубо моя частность челом бьет за отдельных и особых участников сет-листа. Ибо сразу, с места в карьер, вторым номером нас осенил своим крылом Ангел седой. Да, ему очень не хватило обрамления из скрипичных ноток, но всю свою щемящую пронзительность он от этого, все же, не потерял. Равно как и символичность момента - по сути, концерт открыла для меня именно та песня, с которой когда-то СиО и были мной впервые услышаны. Ну дальше - сразу, следом, без шанса на перевести дух, - Песня. В репертуаре СиО за категорию Песен у меня, так сложилось, отвечают Белые люди. Когда-то они эволюционировали от практически незамечаемой песенки репертуара НС в важнейшую вещь из СиО. Мб потому, что в этих версиях очень весомо так разнятся музыкальные составляющие, и при этом именно в варианте из оркестрового периода сплелось слишком много важных, сокровенных и согревающих сердце воспоминаний. Но как-то вот услышать живьем - не особо надеялась, поэтому, когда в полумраке зала словно рассыпался шелестящий шепот, я сначала счастливо не поверила своим ушам, а потом растворилась тех, уже давних мгновениях, когда стеной хлопья снега и "я не знакома с тобой, но я не оставлю путь, тот, что ведет к тебе..." Ну и третьим выстрелом, опять же, практически следом, прогремела "Я теряю тебя". Это был уже просто контрольный. Еще более неожиданный и ну совершенно беспардонно каждой своей секундой бьющий по какому-то оголенному нерву. Насквозь. Эта высшая эмоционально-музыкальная тройка в самом начале концерта заставила меня сразу выполнить всю программу по слезам на щеках и в горле, посему дальше можно было уже отключиться от мысленных переживаний и просто вдоволь и легко улыбаться, наслаждаться и радоваться абсолютно всему, откровенно почихав на какие-то приоритеты.
Финал. Снимаемся с насиженного места в ряду одиннадцатом и перемещаемся уже просто тупо потоптаться к самой сцене, где стихийно образовавшаяся толпа штормом из аплодисментов и не всегда стройной смеси свиста и воплей таки дозывается Оркестр на бис. Звучит "Белая" - зал штырит совершенно в состояние некондиции.) Ну а дальше впервые в моей концертной практике начинается наблюдаться совершенно безапяллеционная и упрямая ситуация. Картина маслом: общий свет нещадно горит уже давно, демонстративно отключен экран с видеоинсталляцией, отсоединяются провода, половина зала уже смотала удочки в гардероб. Исходя из собственного опыта - обычно в таких ситуациях слабо надеющиеся еще на что-то аплодисменты скоро сбиваются, наталкиваясь на холодное равнодушие высветленной сцены и зал пустеет. Но в этот раз, благодаря, в основном, совершенно отчаянной и очень активной фанатке, дислоцирующейся как раз над моим ухом, все оставшееся население зала, жажщущее чуда, сошлось в едином громком скандировании "Му-ра-ка-ми!!!!111" Волна требований то начинала, то спотыкалась о здравый печальный смысл. Но зачинщики не успокаивались - вот и подлючился уже балкон.) Это было уже какое-то совершенно пьяняще-беззаботно-счастливое ощущение "ну а вдруг?!". А вдруг! Минут семь беспресстанно гремящей фамилии японского автора спустя под дикие вопли счастья на сцену таки возвращается Светлана. Одна, с гитарой наперевес. И звучит "Я стану ветром". Та самая - новая, в студийной записи еще несуществующая, отчаянная и слишком очевидно достаточно болезненно_личная для СС. Последний аккорд. И бессловесное прощание. И ни один человек в зале не выразил ни малейшего недовольства тем, что так долго отчаянно требуемое сакраментальное "я хочу любить тебя руками" мы так и не услышали. Светлана завершила все совершенно другой нотой. И все всё поняли.
Нынче церберы-охранники были крайне суровы, поэтому следов в сети екатеринбургский концерт практически не оставил. Но именно этот финал - отыскался.
Браво, Маэстро.
"Меня научат небеса, и я сюда вернусь". Очень скоро. В ноябре.
Click to view