"Райские кущи Вахана" - совершенно новое и сильное слово о войне

Dec 26, 2019 08:20

.

Валерий Силин

ВОЙНА, КОТОРУЮ ОСТАНОВИЛИ ГОРНЫЕ ЕГЕРЯ

Рассказы "Райские кущи Вахана" русского писателя, живущего в Америке, Константина Романова посвящены неизвестной странице советской-афганской войны. Это рассказы о горных егерях, специально созданном и обученном роде войск, цель которого было ведение боевых действий в условиях высокогорья. Точнее, это рассказы о войне, которую горные егеря не допустили в Афганистане, охваченном пламенем борьбы с шурави, с советскими войсками, вошедшими в страну.

Автор, бывший командиром подразделения, хорошо знает тему. Уроженец Средней Азии, он с ранних лет был влюблен в горы. Сначала походы мальчишками на хребты вокруг Душанбе, потом более рискованные и далекие путешествия в предгорья Памира, работа с отцом-геологом на Памире. Вместе с тем серьезное увлечение спортом настоящих мужчин, боксом. Самых высоких вершин в боксерской карьере не достиг, не стал ни олимпийским чемпионом, ни чемпионом страны. Но под руководством мудрых и опытных тренеров-наставников у парня выковался настоящий бойцовский характер, характер победителя.

Постепенно сложилось так, что Константин Романов получает приглашение снова послужить родине - создаются совершенно новые войска. Скорее, по материальным соображениям (обещают платить очень прилично для того времени), он соглашается. После напряженного переобучения в военных лагерях, Романов - лейтенант горных егерей, командир взвода, или как эти подразделения называли - команды.

Горно-егерская Бригада была дислоцирована в самых труднодоступных районах Афганистана, на Ваханском перешейке, в горах Большого и Малого Памира, Каракорума, Гиндукуша. Команды и отряды были набраны из военных альпинистов, из спортсменов-разрядников, из тщательно отобранных для этой цели молодых людей, знающих жизнь и быт Средней Азии, знакомых с местными обычаями. Автор не вдается в стратегические подробности - они, вероятно, ему были недоступны. Но перед нами проходит череда событий в жизни необыкновенных людей - горные егеря побеждают в войне на Вахане, потому что они не дают ей начаться.

Рассказы К.Романова, как сейчас говорят, остросюжетны. Действия разворачиваются в условиях не только противостояния афганцев незванным пришельцам, шурави, но и в условиях чрезвычайно суровых природных условий: высокогорье, разреженный воздух, снежные бураны с августа по апрель, низкие температуры, камнепады, лавины, опасные рейды по ледяным горным тропам, срывы в пропасти. Быт егерей показан в деталях: повседневная служба на заставах, в базовых лагерях. Спят в спальниках на промерзшей земле. Палатки может унести ветром. Считается за удачу, если удается из камней и ледяных блоков построить временное убежище, кильдим. В котором греются примусами и самодельными масляными горелками. Согрев такую ледяную нору, сравнивают ее с удобными и комфортабельными городскими квартирами.

Вместе с тем читателя не оставляет ощущение какого-то праздника жизни. Вот команда егерей после долгого перехода собирается разбить лагерь для отдыха. Неожиданно начинается групповая галлюционация, или как дает автор этом название - замороки. Словно бы местные мальчишки читают стихи, смеются и разбегаются. Егеря не впадают в ступор, они следуют инстинкту - быстро подхватывают свои немудреные пожитки и... покидают то место. Как раз вовремя - снежная лавина сходит с гор и погребает под тоннами снега, льда и камней площадку, где всего несколько минут назад егеря хотели расположиться на отдых (рассказ "Лавина"). Своим краем лавина захватывает ребят, но они остаются живы, они самооткапываются, приходят в себя от потрясения. К ним возвращается чувство юмора, они травят анекдоты, греют воду, заваривают чай. Жизнь продолжается. Несмотря ни на что.

Глубокий психологизм присущ всему творчеству К.Романова. В рассказе "Рабы" горные егеря проезжают по зоне ответственности десантных подразделений. Неожданно что-то, какое-то шестое чувство заставляет лейтенанта Романова остановиться. Он приказывает развернуть бэтээр и вернуться к последнему посту десантников. Так и есть, обкуренная и разнузданная десантура уже "разобралась" с проезжавшими селянами-афганцами. Осел застрелен, главу семьи, немолодого афганца, избили. Его жена, подросток-сын и малолетняя дочь покорно ожидают своей участи.

Герой рассказа, то есть сам автор, не выставляет себя спасителем или защитником мирных афганцев. Это никогда не было в установившейся традиции "воинов-победителей". Противопоставлять себя традициям СА и ВДВ лейтенант Романов не считает себя вправе. Но он - средне-азиат, у него свое понимание чести и достоинства, а также способов выхода из ситуаций. Он объявляет, что афганская семья - это его рабы, что он их владелец. И в кулачном бою доказывает десантникам свое право на владение. Пока командир десантников, получивший печеночный нокаут, приходит в себя, егеря приказывают погрузить весь скарб афганцев на боевую машину. Туда же заталкивают самих афганцев, чтобы избавить их от расправы.

О неподдельном гуманизме в рассказах Константина Романова сразу же заговорили его многочисленные читатели. Пожалуй, во всей "афганской" литературе это именно тот элемент, который напрочь отсутствует. Ветераны-афганцы с подробностями рассказывают о тяготах службы и жизни за Речкой, о боях, ранениях и смертях боевых товарищей, о страданиях их самих и их родных. Но высот подлинного гуманизма, безусловной любви к людям, вне зависимости, какого они вероисповедания, в каких домах живут, какие носят одежды, какую едят пищу, на каком языке говорят и поют песни, - такой любви к людям в наше время мало кто достигает. Константин Романов - один из очень немногих.

Прочтите рассказ "Солярка". Восхитительный, светлый и жизнеутверждающий рассказ. Из развед-поискового рейда возвращается группа егерей. Они приносят полуобмороженного подростка-афганца. Нашли в горных ледяных торосах. Мы слышим голос советской эпохи, голос презрения ко всем, кто не такие: зверек, человеческий дитеныш, чурки... Но те же грубые и жесткие егеря, например, бывший зэк Петрович, несет на руках мальчишку. Несет к жизни. По прибытию на блок-заставу, стали отогревать бачу, растирать его, переодели в сухое и теплое, влили в него горячего чаю, потом покормили. Когда сознание вернулось к подростку, стали расспрашивать. Сцена общения с мальчиком полна юмора и неожиданных поворотов. Автор не боится сопоставить себя, выпускника Московского университета, с бачой, который оказывается и смысленней, и знает арабский. Позже, с помощью переводчика, егеря восстанавливают картину жизненной коллизии: селение ваханцев было завалено снежным сходом и стало погибать. Необходимо было топливо, солярка. И егеря тащат бочку солярки на себе, через ледяные завалы, через хребты, через глубокий снег, под которым могут быть бездонные трещины...

Константину Романову свойственны философские обобщения. Они рассыпаны бесценными жемчужинами и алмазами по рассказам. При этом они не исходят из каких-то умозрительных опытов - они рождаются из самой действительности. В одном из последних параграфов "Солярки" автор поднимается до вершин осмысления всего нашего существования:

"Там, на Вахане, я понял, как жизнь проста и как она хрупка. Никогда не знаешь, по какой оплошности она прервется. И не знаешь, что может сохранить ее. Иногда это мальчишка, найденный в снежно-ледяных завалах. Его принесут к тебе, обмороженного, и ты отогреешь его, накормишь бульоном, оденешь в старый солдатский шерстян. Дашь ему нарисовать каких-то человечков. Потом окажется, что он внук властного имама. И старик в серой чалме согбенно подойдет к тебе, взглянет тебе в лицо своими древними глазами и попытается поцеловать твою руку. Ты отдернешь ее: о, бобои мухтарам, лозим нест... Не нужно, уважаемый дедуля, никак не нужно!.."

Из таких и подобных этой сцен рождается неожиданное понимание того факта, что весь Афганистан пылал в огне, но здесь, на высокогорных лугах Вахана, окруженных белоснежными пиками неприступных гор Памира и Гиндукуша, война не состоялась. Оказалось, что горные егеря не допустили ее в этом суровом и прекрасном уголке земли. Как говорит сам Константин Романов, когда ты в непосредственной близости к Богу, ты начинаешь уважать человека, а когда ты уважаешь человека, война невозможна.

Первые рассказы из цикла "Райские кущи Вахана" были размещены на страницах электронного портала "Самиздат" летом этого уходящего 2019 года года. Их появление было неожиданным и, не побоюсь этого слова, прекрасным. После надрывных, полных сопливых рыданий рассказов, повестей и романов "афганской литературы", в том числе и книги С.Алексиевич "Цинковые мальчики", неожиданно было сказано совершенно новое и сильное слово о войне там. О войне, которую можно было остановить. Которую нужно было остановить.

Всего в цикле более тридцати больших и малых рассказов. Можно даже сказать, что "Райские кущи Вахана" это роман в рассказах. В то же время каждый рассказ - самостоятельная и неповторимая картина. В настоящее время ведется работа по подготовке книги к печатному изданию. В качестве редактора участвует один из самых известнейших в Русском Зарубежье литераторов и публицистов Н.Н.Смоленцев-Соболь.

НЕОБХОДИМОЕ ДОПОЛНЕНИЕ ОБ АВТОРЕ СТАТЬИ.
Валерий Силин - коренной петербуржец, человек высокой культуры и старых Русских традиций. Некоторое время назад, по причине религиозных преследований православных в Эрефии, он эмигрировал в США. Сразу оказался в центре Православного сопротивления ядовитому ползучему путинизму в Русском Рассеянии. Живет в Нью-Джерси с семьёй дочери. Является собирателем предметов жизни и быта царской России.

Николай Смоленцев-Соболь.
Previous post Next post
Up