"В 1990-е гг. в центральных городах России мощно заявило о себе целое направление contemporary art - "Актуальное искусство". Вначале довольно замкнутая секта "актуалистов" к 2000 г. предстает мощно структурированным движением, укореняющимся в российских регионах...
Оценивая произведение художника, зрители в числе прочего хотят понять - современно ли данное творение? Этот резонный вопрос в последнее время приобрел ключевое значение и стал мерилом оценки качества того или иного искусства... Вопрос "актуальности" произведения вытеснил все остальные оценочные категории contemporary art, претендующего на главное положение в истории искусства конца 20 в...
Чем отличаются "актуальные художники" от всех остальных? В главном - они стараются реальные действия уравнять с произведениями искусства, т.е. выдать за нереальные...
"Открытое изображение бессознательного вызвало бы возмущение социальной, моральной и эстетической личности, следовательно, дало бы не наслаждение, а страх, отвращение и негодование" - предупреждает О. Ранк. Так оно и происходит - "актуальное искусство" вызывает именно страх, отвращение и негодование у нормальных людей во всем мире.
"Только тот, кто совершенно погружается в произведение искусства, может почувствовать его глубочайшее воздействие, а для этого, - говорит ученый-психоаналитик, - необходимо полное отвлечение от актуальных целей"
Весь текст Новикова, написанный на грани серьезности и игры