Литераторо-центричность русской культуры и поведенческая свобода.

Dec 29, 2022 02:09


Литературо-центричность русской культуры и ее влияние на психологию поведения.
Тургеневская женщина, мудрость Соломона, рыцарское поведение, преступление и наказание, поцелуй Иуды, Эдипов комплекс - эти и другие понятия и устойчивые формы знакомы практически каждому человеку, находящемуся в сфере влияния русской культуры. Так или иначе эти понятия и их значения появились из литературы различного типа, - художественной, исторической, религиозной, исторической или учебной. Использование их в даёт особый, порой метафоричный характер звучанию нашей речи, эти и множество других понятий сформировали особый характер русской культуры, ее литературоцентричность. В метаисторическом масштабе литературоцентризм (литературно-словесные формы выражения мыслей и ценностно-понятийный инструментарий) русской культуры имеет заметно больший вес, чем в культурных традиция Европы, Азии и Нового Света. С XIX по конец ХХ века литературоцентричность создавала и разрушала взгляды и приоритеты русского, а позже и советского общества. И даже с учётом того, что по мнению многих исследователей литературоцентризм в современной России ХХI века идёт на спад, вес и значение этого фактора продолжают иметь главенствующее значение (отчасти дополняясь чертами постмодерна).
Всегда ли этот феномен русской культуры положительно влияет на психологию поведения и на самоощущение человека, на его цели и идеалы? На мой взгляд, литературоцентризм как психологический фактор имеет чаще всего деструктивный эффект, несмотря на свою эстетическую красоту. Женщины безуспешно ищут рыцарей без страха и упрека, мужчины не замечают жизни вокруг, разыскивая тургеневских дам в реальном мире. Мы имеем систему ценностей и взглядов, большей частью основанных на художественной литературе или текстах, имеющих большей частью метафорический смысл. Человек под влиянием литературоцентризма легко избегает размышления и рефлексии, удобно подбирая готовую литературную форму для выражения своей мысли; мы синхронизируем себя, реальных и настоящих, под судьбы и сценарии героев вымышленных.
Хорошо помнятся школьные задания на тему "на кого из литературных персонажей я хочу быть похожим", наверняка и современной молодёжи это знакомо. Мы приучаемся с юных лет анимировать, оживлять выдуманных персонажей классической литературы внедряем их внутрь себя, перенимаем их паттерны поведения и образ мыслей. Причем персонажи эти не из публицистики или мемуаров, рассказывающих о реалиях судеб, жизни и поступках, логике и решениях, принимаемых в реальном мире. Нет, такие литературные направления практически не освещены школьным образованием, мы и наши дети видим лишь вымышленные ситуации и их участников: гротескных зачастую, утрированно-драматичных. подчёркнуто невротичных героев, как это требует жанр. Объективно, читательские ориентиры, как и ориентиры социально-одобряемого хорошего тона, смещены в сторону художественной (иными словами, развлекательной) классики.
Классический выбор практически всегда отличный способ не утруждать себя исследованиями и не погружаться в огромный массив всего, что не вписывается в это понятие. Если смотреть на вопрос шире, не ограничиваясь литературой,
Удобно не задумываясь рекомендовать музыку Вивальди и Бетховена, картины Рубенса и Репина - ведь можно в юные годы выучить вполне осиливаемый хрестоматийный кодекс классики и блистать хорошим вкусом и манерами на протяжении всей жизни.
В современной жизни удобно отказаться от индивидуальности, делая выбор культурного и образованного челрвека сторону классики в разных аспектах. Мы хотим избежать "малодуховного" современного мейнстрима, делая на наш взгляд безпроигрышный выбор, прошедший проверку временем: слушать - классику, читать - классику, одеваться - классически, быть эстетом тяготеющим к "безупречным" аксиомам классического ряда. А в реальности нередко выбор той же классической музыки не признак вкуса, а маска прикрывающая нежелание искать и изучать другие направления и формы.
Возвращаясь к теме литературоцентризма, хочу всем сказанным выше сказать, что в настоящее время мы наблюдаем феномен доминирования художественных образов. Стоит ли ограничивать наше погружение в классические произведения с их яркими персонажами - конечно, нет. Эти образы имеют большое значение как нравственные м эстетические нарративы, и конечно же, как культурные феномены. Но при этом будет полезным балансировать его литературой пусть менее развлекательной, но более содержательной: литературой контекстуальной науке, истории и актуальной действительности.

классика, литературоцентризм, литература, восприятие образов, индивидуальность, психология

Next post
Up