Месть, как ни прискорбно это отмечать, часть нашей культуры.
Вместе с трудами великих гуманистов и прочих передвижников, вместе с ядерной физикой и химической кинетикой, теорией чисел и вариационным исчислением. Месть забралась в этот культурный ряд и живет, чувствуя себя хозяином Вселенной. Хотя на самом деле не так. Месть не более чем привычка реагирования. Если происходит что-то неприятное, то надо его уравновесить, пусть даже своим вмешательством. Наиболее характерным художественным произведением, которое описывает месть как дань традиции является произведение Дюма «Граф Монте-Кристо». С героем поступают несправедливо - обрекают на вечное заточение в тюрьме без всяких на то оснований. В соответствии с логикой художественного произведения, герою дается выбраться на волю, при этом стать богатым. Что делать далее? Герой не находит ничего лучше, чем отомстить за все лишения, которые испытал во время многолетнего заключения. Правда кого-то он вознаграждает за добродетель, тех кто по сюжету романа является добрым. И наказывает тех, кто зол. Основной тезис произведения Дюма: «Зло должно быть наказано.»
Минуло почти 200 лет. Традиции себя не исчерпали. За нарушение закона следует наказание, по сути являющееся местью, но преступность при этом не исчезает. Так может дело в том, что месть сама по себе не является эффективным средством, а не влияет на причины, она поддерживает только себя, поддерживает мнимую справедливость.