Краткая предыстория вопроса. С 4 по 8 мая на телеканале «Россия» будет демонстрироваться отреставрированная цветная версия телесериала «Семнадцать мгновений весны». Данный факт не остался незамеченным среди пользователей интернета, в том числе и меня. По мотивам обсуждения на
http://hock.ru/guest.php выкладываю свое мнение на данное событие.
Любая материальный продукт, а телесериал с полным правом можно отнести к их числу, имеет 2 стороны - вещную и духовную. Наше общество при вынесении суждения по тому или иному факту руководствуется нормами права. Так или иначе, ставится вопрос: «А имели ли право на данную реставрацию авторы проекта, и, что за этим последует?» Пойдем по пунктам:
1. Юридическая сторона вопроса. Это, наверное самый бесспорный пункт. Авторы реставрации соблюли, скорее всего, юридические формальности, получили разрешение и выполнили задуманное.
2. Творческая сторона вопроса. Также имеющая мало поводов для спора. Кто-то раскрашивает фонарные столбы вдоль дороги, кто-то старые кинофильмы. И то, и другое - трудоемкое творчество. Можно провести сравнение в деньгах, потраченных на творение, но настоящее искусство не приемлет такой меры.
3. Морально-этический фактор. А вот здесь наблюдаются уже расхождения в оценках. Да, согласие режиссера телесериала Татьяны Лиозновой было получено. На вполне законных основаниях. Как пишется на сайте BBC (
http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2009/04/090428_17_mgnoveniy.shtml): «так как техническое качество этого ставшего уже воистину народным телесериала было непригодно для показа в прайм-тайм».
Как было добыто согласие, какие методы убеждения использовались неважно, вряд ли Любимов пришел к Лиозновой с паяльником. «Мы же цивилизованные люди». Смущает одно - упоминание прайм-тайма и народа. Обоснование железобетонное, как фундамент под стандартную многоэтажку: «Я за людей!» А кто эта Люди, зачем нам нужна любовь этой Люды не говорится. Помню советские времена, когда во имя блага народа делались великие дела - революция, коллективизация, и осушение рек за северным полярным кругом. Да, любовью народа данный телесериал пользуется, но спросили ли у народа его мнение по-поводу силиконовости поделки?
4. Психологический. Черно-белый вариант фильма был ценен своими диалогами, словесным рядом, именно это в нем было сделано на высоком качестве. Колоризация фильма безусловно оживит его, но сместит при этом акценты на видеоряд. Как это отразится на конечном качестве продукта - это надо судить уже после просмотра, кому-то понравится, кому-то нет, это субъективное мнение каждого зрителя.
5. Культурный. Кашу маслом не испортишь. Да, в отношении еды это справедливо, правда тоже не всегда. Вряд ли машинное масло будет способствовать улучшению вкусовых характеристик гречневой каши. В отношении культурного продукта это спорно во много раз более. Слишком много ингредиентов. Можно раскрасить «Квадрат» Малевича в российский триколор, как более идеологически выдержанное для современной эпохи, только надо ли?
6. И личный пунктик. Благодаря подобным изысканиям на культурной ниве современных Творцов Телеэкрана у меня полностью отбивается всякое желание смотреть российское ТВ. Показ гламурных звезд, художественной сериальной жвачки, политически грамотных новостей отбивает всякий интерес к просмотру телевидения вообще. "Не смотрите российское телевидение и будет вам Штирлиц!".