Выборг - самый европейский российский город (фото, отзыв)

Sep 09, 2012 22:13



Всю ночь без остановки лил настоящий ливень. Коллеги говорят, это дыхание осени. Мол, в Петербурге практически каждый день второй половины сентября и октября проходит так же. Потом температура воздуха плавно переходит ниже отметки в ноль, и слякоть с лужами покрывается хрустящей корочкой льда, которую вскоре заметает мягким снегом.

Утро тоже оказалось пасмурным и тёмным - я отчётливо чувствую, ждать тех пор, когда придётся выходить из дома затемно, и весь путь до завода преодолевать до рассвета - уже не за горами.

В позапрошлые выходные же погода была прямо-таки на зависть. Яркое солнце, выше плюс двадцати - в Петербурге такие погожие дни не принято упускать. Вот мы с Иванкой и отправились в Выборг - небольшой городок на севере Ленинградской области - туда, куда собирались отправиться уже пару месяцев к ряду.

С момента публикации этой статьи прошло много времени, многое изменилось... Например, я стал писать в блог гораздо реже, и посвящаю максимум внимания своему большому новому проекту - сервису путешествий будущего Локали. Оцените, что это, вам должно понравиться!

localie.co

Выборг был основан шведами в Средние Века - ещё в 1293 году, хотя древние поселения карел в этом районе находились и раньше. У города очень яркая история - он успел побывать под властью разных королей и правительств. Его население в считанные годы менялось до неузнаваемости, а вместе с ним и язык, обычаи. Но одна только история - не то, за чем стоило бы ехать в Выборг. Главным достоинством города, на мой взгляд, является неповторимая атмосфера развитого европейского центра 1920-1930х, которую с такой точностью удалось сохранить, за которой и следует сюда приезжать.

По современным меркам, Выборг - городок небольшой. Его население - всего 80 тысяч человек. Из Петербурга добраться туда можно и железной дорогой, и маршруткой/автобусом, и даже по морю. Мы выбрали первый вариант, поскольку это и дёшево, и удобно, и быстро. С Финляндского вокзала Северной Столицы в Выборг электрички отправляются с завидной регулярностью - каждый час что-то есть точно. Но самый быстрый вариант преодолеть нужное расстояние - экспресс, он ходит несколько раз в день, первый и наиболее подходящий туристу уходит в 7:45. Главное преимущество - время в пути - полтора часа. По этому показателю, железнодорожный экспресс бесспорно выигрывает у всех остальных своих конкурентов. Впрочем, есть и другие плюсы - отсутствие остановок (следствие - никакой "движухи", злых бабушек-дачниц и деревенской гопоты, в основном, экспрессом пользуются туристы), повышенная комфортность (хотя тут как сказать - вместо стандартных лавок просто установили ни чем не выдающиеся и узкие сиденья как в старых немецких автобусах, типичный двадцать четвёртый, владимирцы меня поймут). Билет - такой же, что и на обычную электричку, и стоит так же - 225 рублей (студентам - дешевле вдвое).

Как я уже говорил, отправляется экспресс с Финляндского вокзала - небольшого, но красивого, чистого и благоустроенного, расположенного буквально на берегу Невы - от реки его отделяет лишь площадь Ленина (станция метро - одноимённая). С этого вокзала ходят поезда до Хельсинки и других финских городов, поэтому все надписи дублированы на английском языке, всё вокруг сделано так, чтобы первые впечатления от Санкт-Петербурга у гостей из Евросоюза оставались наилучшими.

Хорошими впечатления остались и у нас - редко ведь где в большом постсоветском городе можно встретить благоустроенный вокзал, в котором приятно находиться.

К кассам обычно выстраиваются большие очереди - следует учитывать это планируя время выхода из дома. Впрочем, если вы - не любитель очередей, позаботьтесь о размене денег - так, чтобы у вас была ровно стоимость билета. В таком случае, можно будет воспользоваться автоматами, которыми консервативные пассажиры предпочитают не пользоваться.

Билеты куплены? Вперёд к платформам! Путь к цели преграждают весьма необычные турникеты - после того, как прикладываешь билет к сканеру, их большие стеклянные дверки в человеческий рост с лёгкостью подпрыгивают, освобождая тебе путь. Очень позитивная и, на мой взгляд, удачная реализация устройства.

Экспресс в Выборг достаточно шустрый. Время в пути шло незаметно. Мы ехали в переполненном вагоне, где многие даже стояли. Вместе с нами было несколько велосипедистов - вообще, я заметил, очень многие спешили в поезд вместе со своим железным конём. Велопрогулка по Выборгу, судя по всему, - популярное занятие у петербуржцев. РЖД для таких пассажиров изобрело даже специальный билет за 32 рубля - конкретно на провоз велосипеда.

За окном проносились удивительные пейзажи. Буквально на глазах природа менялась, становилась похожей на северную - чахлые деревья, бесконечное болото, камни, а потом - поглотивший всё вокруг туман.

1.


В какое-то время даже полил дождь, но к тому моменту, как наш экспресс добрался до Выборга, погода наладилась, туман рассеялся, а из-за туч вышло яркое солнце.

Осознание того, что ты приехал не в типичную российскую провинцию (да и не в типичную Россию вообще), приходит сразу же после выхода на перрон. Выборгский вокзал небольшой, но очень ухоженный, просторный и... очень важное слово, которое, на мой взгляд, наиболее точно определяет его... - величественный. Крупный железнодорожный узел, построенный ещё при Императоре, из-за исторических передряг утратил своё значение - тому способствовал железный занавес сначала по одну, а потом по другую сторону от города. Но, тем не менее, и сегодня из Выборга ходят десятки поездов не только до российских, но и финских городов, включая Хельсинки.

2.


3.


4.


5.


Лицо города - привокзальная площадь - также впечатляет. В её центре расположился символ Выборга - буква "W". Кроме этого постамента, она присутствует на городском флаге и гербе, её обожают использовать местные торговцы, нанося на свои магазины, продавая с ней сувениры... Даже таксисты красиво вырисовывают её на своих автомобилях, которыми неслучайно являются Фольксвагены - в силу схожести логотипа немецкого концерна с символом города.

6.


От здания железнодорожного вокзала лучами отходит пять улиц. Их архитектура заставляет хорошенько задуматься над тем, куда же сейчас идти. Все маршруты кажутся невероятно привлекательными, поэтому выбрать достаточно тяжело - тут нужно ориентироваться на свои приоритеты. Например, нам с Иванкой жутко хотелось есть (как всегда на утренние сборы времени было в обрез - вот мы и не успели перекусить дома), поэтому идти решено было по направлению к центральной площади (которая, к слову, минутах в пяти ходьбы от станции), из расчёта, что там наверняка найдётся немало ресторанов и кафе.

Но не тут то было. Географическая близость Выборга к границе с Финляндией сыграла злую шутку с нами. Подобно образцу северо-западной соседки России, практически все городские заведения общепита открывались с 11, а в начале десятого - тогда, когда мы с Иванкой только приехали, поесть можно было купить разве что в магазинах да в по-советски страшной столовой у автовокзала.

Это я всё к тому, чтобы предостеречь - друзья, старайтесь не ехать в Выборг без бутербродов. :)

В поисках работающего кафе мы излазили полцентра. У этого были и свои преимущества - нам удалось как следует полюбоваться городской архитектурой.

7.


10.


Я смотрел направо, налево, и понимал, что Выборг как никакой другой российский город из тех, что я видел, похож на мой идеал провинциального городка. Иванка сказала, что ей он очень напоминает Выру - место в Эстонии, где она родилась и выросла (только там, сказала любимая, всё гораздо красивее, аккуратнее и благоустроеннее). Что ж, если так, уверен, - там здорово, тот город определённо стоит посетить, да и Эстонию вообще.

11.


12.


13.


14.


А ещё в Выборге меня не покидало настойчивое чувство, что на дворе сейчас 1933-й (в хорошем смысле), вот-вот из магазинов и кафе начнут доноситься задорные мелодии из грамофонов, дамы в шляпках и невиданных доселе лёгких, казалось бы невесомых платьях выбегут навстречу, суетливой походкой обгонит их в налакированных до блеска туфлях, костюме, с чемоданом из светлой кожи в руке банковский клерк.

Широкие, но пустые улицы, старые дома, навесы ресторанов, близость друг к другу вокзала, центра, порта и их маленький размер - всё это делает Выборг копией развитого промышленного города второй четверти прошлого века. Для ценителей шарма того времени это станет настоящей находкой - чтобы получить немалое духовное удовлетворение, вам достаточно будет лишь бродить по выборгским улицам и смотреть по сторонам.

15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


С момента публикации этой статьи прошло много времени, многое изменилось... Например, я стал писать в блог гораздо реже, и посвящаю максимум внимания своему большому новому проекту - сервису путешествий будущего Локали. Оцените, что это, вам должно понравиться!

localie.co

22. Из Выборга до границы с Финляндией - всего 25 километров. Из-за этого в городе очень много надписей на финском - от названий магазинов до табличек с их часами работы и специальными предложениями.


23.


24.


25.


26.


27.


28.


29.


30.


31.


32.


33.


34.


Увы, за советский и российский период очень многие старые выборгские дома пришли в запустение. В историческом центре здесь довольно часто можно встретить полуразрушенные здания и даже целые улицы с ними. Это очень грустно, конечно же.

35.


36.


37.


38.


39.


Раньше, до изобретения метро, автобуса и других видов общественного транспорта, все городские достопримечательности, площади, рынки находились в шаговой доступности друг от друга. В Выборге это очень хорошо прослеживается. Тут целых две главных площади - от вокзала до одной из них от силы минут пять пешком, от первой до второй - минут десять. Ещё пять минут - и ты оказываешься на предпортовой возвышенности, откуда открывается впечатляющий вид на море и целую сеть островов севера Финского залива.

40. Первая из площадей - с традиционным советским названием "Красная".


41.


42. Вторая площадь - древняя "Рыночная" со старинной Пороховой башней, сохранившейся тут со времен Средневековья.


43.


44.


Между первой площадью и второй - рыночной, раскинулся небольшой, уютный парк с большим прудом посередине. Здесь действует достаточно дешёвый прокат лодок и водных велосипедов - за 250 рублей можно попробовать догрести до островов, пограничных с Выборгом, открыть для себя их тайны.

С берегов пруда открывается замечательный вид на гостиницу "Дружба" - озадачивающее архитектурное решение, с двумя нормандскими лодками, выставленными на берегу, и на самую главную, поистине удивительную достопримечательность города - Выборгский замок.

45.


46.


47. Скоростной поезд "Аллегро", доставляющий пассажиров из Петербурга в Хельсинки всего за три с небольшим часа.


48.


49.


50.


Крепость в Выборге была построена ещё шведами в Средние Века, и столетиями позволяла выдерживать городу нападения новгородцев, карел и даже какое-то время армию Петра I. Кроме того, шведы использовали её как мощную базу для распространения своего влияния на восток, защиты государственных границ.

До наших дней замок дожил превосходно сохранившимся - по большей части, благодаря действующему в нему музею. Правда, атмосферность свою он совсем растерял - в Средних Веках можно почувствовать себя лишь пару минут, пока обходишь его между внешней и внутренней стенами. Там, кстати, есть очаровательная ремесленная лавка с очень необычным и общительным продавцом - определённо стоит заглянуть :)

Попав внутрь замка и узнав, что защитные сооружения открыты для туристов, я очень обрадовался и поспешил купить билет. Но, пройдя на экскурсию, был очень разочарован. Готические, выполненные из почерневшего камня сооружения внутри сделали обычным совком - с глянцево-мерзко покрашенными стенами, с лестницами как в обычной школе, деревянным обшарпанным паркетом и безвкусным оформлением стендов. Печально.

Однако, помимо музея в Выборгском замке ещё есть куда заглянуть. Крепостные сооружения увенчала высокая обзорная башня, доступ в которую, не смотря на бесконечную реставрацию (Иванка помнит строительные леса здесь ещё в те времена, когда приезжала с экскурсией мимимишной школьницей) открыт для туристов. С маленькой, узенькой площадки сверху открывается замечательный вид на старый Выборг, Финский залив и северные окраины, где находится ещё одна значимая достопримечательность города - парк Монрепо - о ней речь зайдёт позже.

Не смотря ни на что, замок в Выборге посетить очень интересно. Уникальность и привлекательность города благодаря своему визиту сюда вы почувствуете ещё больше. К тому же, среди прочего в музее находится очень интересная выставка, посвящённая городской повседневной жизни первой половины прошлого века - времён расцвета Выборга. Отличный способ убедиться в том, насколько город с тех пор не изменился (ну разве что теперь нет в нём эпатажного финского театра - очень интересная фотовыставка с его спектаклями! - и трамваев).

51.


52. Вид на город от крепостной стены.


53.


54.


55.


56.


57. Цветы, которые поливают кровью пленников замка. :)


58. Внутри крошечного замка. Очередь из туристов - на башню.


59.


60. С вершины башни открываются потрясающие виды на залив и город.


61.


62.


63.


64.


65.


66.


67. Спускаясь с башни.


68. Мистер Рон Уизли изменяет своей благоверной Гермионе с какой-то брюнеткой!


69. Иванку упросила сфотографировать их группа купчинских туристов :)


70. Двор замка с помостом для казней и увеселительных мероприятий.


71.


72. Лавочка ремесленных изделий с очень веселым и приветливым продавцом.


73.


74.


Побродив по брусчатым мостовым внутризамковых тропинок, обойдя исполинские каменные укрепления с обратной стороны, где поперёк дорожки то и дело протягивают свои когтистые лапы корни вековых деревьев, мы покинули крепость и отправились к следующей достопримечательности - парку Монрепо.

От Выборгского замка, равно как и от центра города, туда идти не очень далеко. Может полчаса, от силы сорок минут неспешным шагом. Дорога проходит через ряд интересных мест: сначала минуешь типичную площадь городской окраины ХIX века (насколько я понял, в те времена это было довольно оживлённое место, сразу у городских ворот), затем подходишь к замечательно сохранившимся огромным городским укреплениям - двум рядам высоких каменных стен с длинными проходами-арками через них, выполненными в екатерининском стиле.

75. Вот это место - прямо из мультика "Унесенные призраком" мастера Миядзаки! Помните тоннель, через который девочка внезапно попала в волшебную страну? :)


76. Красиво оформленные тоннели в старых стенах городских укреплений.


77.


Наконец, уже в непосредственной близости к парку, я впервые в России увидел кемпинг, а чуть дальше - мост через одноколейную железную дорогу, с обоих сторон от которой было настоящее царство камня и скал - как-будто я очутился в Неваде или в краю Тысячи Озёр. Очень необычно и красиво.

78.


Парк Монрепо - излюбленное место туристов и жителей города. Парковка была заполнена до отказа, лениво маневрируя, с неё пытался выбраться здоровенный автобус. Вход в парк преграждали здоровенные готичные ворота (выполненные, правда, из дерева, а не камня), за ними касса - вход платный. Впрочем, никакого контроля в парке нет, более того - сюда существуют другие благоустроенные проходы - все они, кроме главного, бесплатны. Эдакое хитрое желание заработать на туристах, не в ущерб местным жителям.

Монрепо - настоящая жемчужина садово-паркового искусства, её история берёт начало ещё с рубежа XVIII и ХIX веков. Владельцы имения - семья Николаи - приложили массу усилий к тому, чтобы это место стало особенным и неповторимым. Они умело использовали и без того великолепную красоту местной природы, чтобы создать нечто удивительное.

К сожалению, за годы оккупации советской властью (иначе ведь и не скажешь, принимая во внимание степень принесённого вреда этому месту) очень многое было утеряно, парк приведён в ужасное состояние, здания обветшали и начали разрушаться. Сейчас руководство музея, в который был превращён Монрепо, старается изо всех сил вернуть парку его бывший лоск. Жаль, что это совсем не простая задача, учитывая нанесенный ущерб.

79. Ворота при входе в Монрепо.


80. В день, когда мы были в Выборге, в парке проходил фестиваль авторской песни. Что-то вроде шансона и старых песен в исполнении бабушек и дедушек. Довольно мило и душевно. :)


81.


82.


83.


84.


85.


86.


87.


88.


89.


90.


91. Вид на Остров Мертвых. Он отделен от остального парка узким проливом - таким образом, на него можно добраться лишь на лодке (кстати, этим промышляют предприимчивые местные). На острове разместилось фамильное кладбище семьи Николаи (до наших дней почти не сохранившееся - оно практически полностью уничтожено вандалами и временем). Главная архитектурная доминанта - склеп на самом краю скалы. Его можно разглядеть на этой и следующих фотографиях.


92.


93. Следующие несколько фото посвящены двум забавным людям. Мы так до конца с Иванкой и не поняли, геи они или это девушка с очень специфичной внешностью. :))


94. Тот, что покрупнее, помогал своему другу (подруге?) позировать на выступе скалы с розовым велосипедом и маленькой одетой в розовый костюмчик собачкой.


95.


96.


97.


98. А вы что думаете? Геи они или нет? :) Может это романтический медовый месяц? :)


99.


100.


101. А вот как раз и "вход" на Остров Мертвых. Ребята, кстати, ждут лодочника, который переправит их к цели.


102.


В Монрепо мы провели немало времени - наверное, несколько часов. Красота природы, тишина и спокойствие умиротворяют, расслабляют, заставляют забыть о течении времени. После того, как мы сели на автобус и вернулись обратно, в центр, у нас оставалось времени совсем немного до отправления обратного экспресса. Все, что мы успели - поесть в замечательной пиццерии с итальянским и японским меню "Ricotto". Не могу не посоветовать будущим гостям города. :)

103. Дорога назад, из Монрепо, на автобусе очень необычного маршрута - номер "одна шестая"! :)


104.


Выборг оставил очень положительные впечатления. Его замечательная архитектура, тишина, печать веков, оставленная буквально в каждом закоулке влюбляет тебя в город. Очень сложно покинуть его после всего одного проведенного там дня. Придя на вокзал, ты с грустью оглядываешься назад и даешь себе слова обязательно в ближайшем будущем сюда еще вернуться :)

105.


Россия, Ленивочка, фото, canon eos 1100d, путешествия

Previous post Next post
Up