Львов: фотографии и отчет о поездке. Часть 2.

Apr 03, 2012 01:23

Окончание. Начало - в предыдущей записи.

От исторического центра к вокзалу по улице Городоцкой

Даже за те четыре дня, которые мы с Машей провели во Львове, нами было исследовано множество улочек, переулочков, маршрутов, по которым можно было бы гулять вечность, чередуя их один с другим. Однако путь из исторического центра к железнодорожному вокзалу мне показался особенным, более атмосферным чем другие, поэтому я не могу не написать о нем отдельно. Может быть, так оно есть и на самом деле, а может, на мои впечатления повлияло то обстоятельство, что улица Городоцкая стала первой, по которой я прогулялся во Львове. Ранним январским утром, когда еще только светало, я шел по ней, рассматривая каждый дом рядом с собой, удивляясь старой, изысканной архитектуре.

Городоцкая, как и практически каждая другая улица Львова, хранит в себе множество историй, легенд и достопримечательностей. Чтобы описать каждую, многим авторам не хватает даже книги - на что уж рассчитывать, печатая ограниченный по объему ЖЖ-пост. Скажу лишь, что Городоцкая - одна из самых старых львовских улиц - она была главной торговой магистралью, здесь впервые во Львове появился булыжник, по ней провели один из первых маршрутов сначала конки, а потом и электрического трамвая, практически к самому тротуару улицы подходили железнодорожные пути, построенной еще в 1861 году дороги "Львов-Перемышль". Городоцкая испокон веков была заполнена людьми и торговыми лавочками. Сейчас она по-прежнему выглядит как очень важная городская магистраль - украшенная самыми фундаментальными и громадными старинными домами, внушающими ощущение величия и значимости места, в котором ты находишься.

Вид от самого начала улицы - Львовской Оперы и пересечения с проспектом Свободы.

62.


Городоцкая - одна из самых наводненных транспортом улиц Львова. А по тротуару нескончаемым потоком спешат пешеходы. Здесь очень сложно остановиться и вглядеться в достопримечательности, тебя окружающие. Например, в бывшее здание тюрьмы для политических заключенных, до этого - строение располагавшегося здесь монастыря. Оно было построено еще в XVI веке.

63.


По улочке протискивается автобус - один из нескольких десятков, выпущенных Львовским автобусным заводом. Это специальная серия - с кондиционерами и более удобным салоном, выпущенная в честь грядущего этим летом Чемпионата Европы по футболу.

64.


Отходя все дальше от центра, на тротуаре становится посвободнее, и мне удается все чаще снимать панорамы Городоцкой улицы.

65.


66.


Высокий шпиль за домами, виднеющийся вдали, принадлежит Костелу святой Эльжбеты, построенному на рубеже XIX и XX веков и названному так в честь супруги Императора Франца Иосифа, правившего тогда Австро-Венгрией. Храм был построен в первую очередь исходя из эстетических соображений - построенная только что железная дорога, привлекла большое количество торговцев и просто путешественников в город. Костел должен был создавать атмосферу готичности и величественности, обеспечивать превосходное первое впечатление гостям самого восточного крупного города Австро-Венгерской Империи.

67.


68.


Та самая задумка властей сработала для меня и спустя более чем век. В первые десять минут увидеть Львов таким значит влюбиться безоглядно в этот город.

69.


А дорожка у собора и вовсе мне так четко напомнила улицы вымышленного города из чешской игры "Мафии". Кажется, костел и тротуарчик около него они срисовывали именно отсюда.

70.


Во Львове вам не понадобится ни малейшего усилия, чтобы ощутить себя в Средневековье, прогрессивном XIX веке или в захлебывающихся научно-техническим прогрессом 1930-х. Тут все буквально как составляющие части огромного музея, клонирующего ту или иную эпоху.

Львовский национализм

На то, чтобы затронуть эту тему, меня натолкнули две вещи. Первая - вопрос моего хорошего знакомого, который тот задал мне в сообщении ВКонтакте, когда я был во Львове: "А как там к вам относятся? Много слышал о западном национализме..." Вторая - непосредственно, проблема стереотипов, выращенная с советских времен в России. У среднестатистического россиянина Львов почему-то ассоциируется с нечто враждебным, многие считают, что за разговор на русском языке в этом городе вас обязательно побьют, обманут или зарежут.

Теперь, побывав в той самой Западной Украине, я могу с уверенностью сказать: "Ну что за глупости!"

Да, во Львове очень многие вещи могут удивить привыкшего стереотипно мыслить советского российского человека. Например, вот этот памятник Степану Бандере и стоящий за ним фундаментальный монумент.

71.


Или скульптура, посвященная героям УПА (Украинской Повстанческой Армии, воевавшей на стороне Гитлера и вплоть до 1956 года совершавшей диверсии против советской власти) и жертвам преступного коммунистического режима.

72.


Ну или, наконец, название очень милой, уютной улицы, соединяющей обе этих достопримечательности - Степана Бандеры. Полная красивых архитектурных решений, видов на самый центр, а также вмещающая в себе одну из двух главных alma mater Львова с более чем вековой историей - Львовскую Политехнику.

73.


74.


75.


Кроме названий улиц и площадей, наличия памятников, по версии многих россиян, преступникам, подлецам и варварам, приезжие гости из России очень быстро замечают во львовских путеводителей, литературе, посвященной истории, и даже на официальном сайте города тот факт, что любое упоминание российских и советских властей в 100% случаев сопровождается прилагательным "оккупационный" или его производными. "Оккупационная российская власть", "русские оккупанты", "преступный советский режим" - примерно так окрещивает всех чиновников и верховное руководство СССР и  Российской Империи каждый, без исключения, львовский автор.

Конечно, русскому, которого с детства учили, что его соотечественники, особенно власть, были всегда правы, совершали Богом веленные поступки, а все кто был против - гниды, сволочи и подонки, поначалу очень трудно с этим смириться. Он начинает возмущаться, называть местных жителей фашистами и глупцами, за что и может получить крепкое словцо, ненависть, а иногда и удар (правда, о таком я не слышал, максимум, что позволяли себе жители Львова - поджог Русского культурного центра).

А ведь львовичи очень хорошие и добрые люди. Симпатия к УПА и ветеранам гитлеровского рейха обусловлена тем, что в силу геополитического положения региона, он очень рано оказался под властью фашистской Германии - практически никто из жителей города не воевал на стороне Советского Союза или его союзников. Да и зачем им было воевать - между двух надвигающихся зол жители Львова выбирали меньшее - фашистов, которые обещали сохранение собственности за всеми жителями города нееврейской национальности, предоставление широкой автономии Украинской Республике в составе своей Империи. Да и что произошло после того, как Советский Союз объявил Галицию своей территорией? "Раскулачивание", кража собственности, изнасилования молодых девушек солдатами и грабежи. Для воспитанных в европейских традициях местных жителей это было дико. Почти полвека, пока Москва не потеряла контроль над украинскими землями, львовичи копили ненависть в себе, и только-только Украина объявила о своей независимости, эта ненависть брызнула высоким фонтаном, и до сих пор не стихает по отношению к бывшим советским властям.

Это правда, что Россия считается самой антисимпатичной страной во Львове. Но недружелюбие львовичей, в первую очередь, направлено на государство и отдельных наших предков, которые очень постарались, чтобы у людей построилось такое отношение. Турист из России или машина с российскими номерами во Львове не такая уж и редкость. Хоть и редко, но здесь встречается и русская речь. И никакой ярой неприязни это не вызывает. Напротив, люди все также приветливы и улыбчивы. С несколькими местными жителями я поддерживал беседу и честно признавался, что живу рядом с Москвой. Их отношение ко мне не менялось, они по-прежнему улыбались, интересовались тем, как у нас здесь живется или вспоминали как когда-то давно им тоже приходилось гостить у нас.

Львовская Политехника

Львов определенно не из тех городов, в которых государственные учреждения превращены в режимные объекты, окружены частоколом и колючей проволокой. С той же легкостью, с которой мы попали в муниципалитет, нам удалось зайти и во второй по величине вуз Западной Украины, один из старейших и престижнейших технических университетов всей страны, в котором учиться считается почетным - Национальный Университет "Львовская Политехника".

Центр города и Львовскую Политехнику разделяет Львовский национальный университет - гуманитарный вуз, первый по величине в регионе. Сам главный корпус я почему-то забыл сфотографировать - вот уютненькая площадь напротив него.

76.


Сразу за университетом следовал парк с шикарнейшей главной аллеей. Не смотря на сильный мороз и гололед нас обогнали несколько велосипедистов - видать, студенты так проводили свой досуг.

77.


Вид с середины аллеи в сторону центра. Вдали - гора Высокий Замок, фотографиями с которой я делился в самом начале моего рассказа.

78.


Одна из улиц, вдоль которой нам довелось идти, за парком.

79.


Буквально на полпути до Политехники встречаем значительную достопримечательность Львова - Собор святого Юра. Сейчас это главный Греко-Католический костел Украины. Именно от него перейдут полномочия строящемуся новому Собору в Киеве, фотографии которого мне удалось сделать несколькими днями ранее, когда я находился в Киеве (см. фото №9).

80.


Сооружение - великолепное, очень светлое, красивое, полное барельефов и скульптур.

81.


Вид, открывающийся с лесенки, изображенной на предыдущем снимке.

82.


А вот и сам университет - Львовская Политехника.

83.


Это самый главный корпус, помимо него кампус состоит по меньшей мере из десятка зданий и занимает больше чем квартал.

Рядом со входом внутрь - реализации студенческих проектов, например, вот этот тонкий мостик.

84.


Войдя внутрь, мы были поражены роскошью и декором университета. Скульптуры, колонны, сводчатые потолки - все это тоже стало наследием Австро-Венгрии.

85.


Университет был основан в 1844 году, таким образом, он стал первым техническим учебным заведением не только в Украине, но и всей Восточной Европе.

86.


В стенах Львовской Политехники выучился целый ряд выдающихся украинских научных и политических деятелей. Учебное заведение могло похвастаться выдающимися почетными профессорами. Например, сама Мария Складовская Кюри была в их числе.

87.


Прогуливаясь по университету, мы чувствовали себя скорее в музее чем в действующем учебном заведении. Однако, информационные стенды с расписанием занятий и объявлениями для студентов, сами студенты, стоящие кучками перед дверями аудиторий напоминали нам об обратном. Жаль, что мои далекие от искусства фотографии не могут передать всю ту атмосферу, весь лоск главного корпуса посещенного нами университета.

Проведя как минимум час в прогулке по бесконечным коридорам вуза, разглядывании объявлений, плакатов с работами студентов, мы, наконец, покинули здание в очень противоречивом настроении. С одной стороны, не проходил тот трепет и восхищение от всего увиденного, с другой, было безумно жаль, что наша студенческая жизнь оказалась лишена всего такого.

Новый Львов

Наши прогулки и моя излишняя любознательность не могла не завести нас в новые районы столицы Галиции. Целых два раза мы оказывались среди привычной многоэтажной застройки, свойственной практически любому постсоветскому городу. Львов не оказался исключением. Непривычные для уха россиянина названия улиц - Стрыйська, Джорджа Вашингтона, Авраама Линкольна, район Санта-Барбара на самом деле были застроены обычными советскими панельными домами.

88.


На окраине в спальных районах нам повстречался типичный парк.

89.


А в непосредственной близости от парка - типичные заводские строения. Во времена СССР львовские автобусы использовались почти везде, в 90-ые же завод претерпел упадок, в то время как сейчас работает над новыми моделями, увеличивает производственные мощности и выпускает все больше новых автобусов и троллейбусов.

90.


Впрочем, справедливости ради, замечу - не одними серыми панельными домами полнятся львовские пригороды. Здесь нередко можно встретить и другие достойные, заслуживающие очень пристального внимания высотки. Чего только стоит этот дом-кроссворд. Жаль, правда, все слова на нем уже отгаданы. :)

91.


Ну вот еще одно фото. На нем самая граница исторического центра и новых районов.

92.


Львовский трамвай.

Было бы совсем неправильно в своем рассказе не упомянуть ни слова о львовском трамвае.

93.


Он совершенно не похож на свои аналоги в большинстве постсоветских городов. Во-первых, это узкоколейка - ширина колеи значительно меньше чем, скажем, в Москве, Одессе или Киеве. Поначалу вовсе кажется, что по такой катаются лишь шахтерские вагончики.

94.


По сути, трамвай во Львове - основной вид транспорта. Не смотря на обилие автобусных маршрутов, ездить на трамвае нам все же показалось более удобно. У городской мэрии схожие взгляды - не смотря на то, что сейчас трамвайному парку сложно чем-либо похвастаться - эксплуатируемые сегодня вагоны были выпущены аж в 1971-1985 годах - ведется активное строительство новых маршрутов, которые соединят спальные районы с историческим центром, в перспективе ожидается и покупка новых транспортных средств.

Впрочем, не смотря на все финансовые затраты муниципалитета, стоимость проезда во львовском трамвае остается более чем демократичной - всего 1.20 грн (4 рубля 80 копеек) за поездку для обычных граждан и 60 украинских копеек (2.4 рубля) для студентов. Не рай ли?

Непривычной также оказалась и оплата проезда - билеты во Львове необходимо покупать у водителя, входя в трамвай строго через переднюю дверь, а затем самостоятельно пробивать компостером. Мне кажется, выручку при таком раскладе может обеспечивать только предельная честность пассажиров. Выходит, наша с Машей гипотеза про честных львовичей, о которой я писал чуть выше, когда упоминал отсутствие кодовых замков на подъездах и решеток на окнах, подтверждается.

Те несколько дней, которые мы провели во Львове, запомнятся нам, уверен, надолго. Побывать в столице Галиции я мечтал очень давно - еще с десяти лет разглядывал фотографии города, уговаривал родителей прокатиться туда хотя бы на денек. Львов мне понравился даже больше чем Киев. Свои чувства сложно описать словами, однако, я с уверенностью могу сказать - слишком много близкого себе, своим взглядам и видению мира я встретил в том городе. Мне определенно хотелось бы вернуться и, уже не сковываясь морозной непогодой, исследовать каждый закуток, каждый переулочек великолепного Львова.

Выйдя на перрон, я немного повременил прежде чем сесть в вагон московского поезда. Я окинул взглядом платформу, прекрасный старинный дебаркадер вокзала и понял, что еще очень не скоро воспоминания о нашем с Машей зимнем путешествии поблекнут в моей памяти, еще очень не скоро сердце перестанет звать меня сюда вновь и приятно щекотать, когда кто-либо вспомнит город Льва в разговоре или на электронных страничках Интернета.

95.


* Интернет-магазин брендовых наручных часов "Image Time" предлагает продукцию ведущих мировых производителей: Orient и Skagen, Casio, DKNY и более чем двух десятков других по сверхвыгодным ценам. Заказ осуществляется по телефону, доставка в самые короткие сроки.

* Детские игрушки зачастую бывает выбрать очень сложно, особенно, если Вы выбираете не в подходящем, ненадежном месте. Я рекомендую посетить Интернет-магазин "Бомбо" - Вы будете приятно удивлены разнообразием представленной продукции! Цены же - их отдельный конек.

canon powershot sx120, фото, Украина, путешествия

Previous post Next post
Up