СТРИМЛАЙН МОДЕРН

Mar 04, 2020 20:14

СТРИМЛАЙН МОДЕРН


Pontiac Torpedo - шедевр стримлайна!
Стримлайн - дизайнерский стиль, сформировавшийся в 1930-е годы и определявший облик американских автомобилей 1940-х годов своими чистыми, плавными и стремительными линиями, символизировавшими скорость и аэродинамику.
В середине тридцатых годов сформировалась тенденция к изменению облика американских автомобилей - отходу от прямых линий к увеличению обтекаемости. С технической стороны - это просто оптимизация кузова автомобиля для снижения сопротивления воздуха и улучшения его характеристик.


Стримлайн
Это был период перехода от богато орнаментированного и перегруженного деталями Арт-деко к рационализации и большей лаконичности. Плавные и округлые лини, большая функциональность, а с ними и доступность не только узкому кругу богатых ценителей. Наиболее рациональным и, по сути, идеальным в восприятии публики и работах дизайнеров стало всё связанное с самолетами. Всё - здания, мебель, оборудование и инструменты, прогулочные яхты и корабли, детские игрушки и т. д.- были «упорядочены», нуждались ли они в этих изменениях или нет. И, как результат, стримлайн стал применятся практически к любой форме, имевшей острые края - они превращались в закруглённые углы.
Стилисты и модернисты того времени, описывая, как будут выглядеть автомобили будущего, предсказали эволюцию его в каплевидную форму или форму яйца, потому что они, как известно, были самыми совершенными оптимизированными с точки зрения аэродинамики формами. Среди автомобильных дизайнеров были сторонники этой идеи. Большинство же, однако, предпочитало иной, более прагматический подход - более низкий силуэт, который создает впечатление скорости без некоторых недостатков, присущих каплевидной форме. Такой подход свойственен работам Харли Эрла, Гордона Бюрига, Раймонда Лоуи, Вирджила Экснера, Уильяма Митчела - всех, кто так или иначе работал с крупными американскими автопроизводителями.


Автомобиль будущего
Как же это отразилось на облике автомобиля 1940-х? Изменения не были слишком радикальными, но они позволяли добиться яркого зрительного эффекта и восприятия образа стилистически нового автомобиля:
- -низкая горизонтальная широкая решетка радиатора сменила высокую, визуально доминирующую строго по вертикали радиаторную решётку;
- кузов получает более плавные обводы, а покатая форма крыши, плавно, без ступеньки, переходит в крышку багажника. Фастбэк с каплевидной задней частью самый яркий пример стримлайн модерна в автоиндустрии;
- бампера получают «клыки», которые не только «оживляют» его монотонную линию, но и способствуют безопасности;
- постепенное исчезновение подножек, вызванное более низким, широким кузовом делают общий образ автомобиль более цельным (они всё ещё предлагаются как опция, но это уже, скорее, рудимент);
- двери открываются по ходу движения;


Автобус будущего
- уменьшается количество выступающих элементов, как декоративных, так и инженерных, технических (дверные петли становятся скрытыми, светотехника и сигналы интегрируются в кузов, убираются в подкапотное пространство);
- передние крылья прижимаются к боковине и плавно сливаются с кузовом в районе передней двери. Исчезает углубление между крылом и капотом, любовно называемое американскими дизайнерами «catwalk» - подиумом;
- фары перестают быть отдельным элементом кузова, объединяются с его общими объёмами и располагаются в крыльях;
- капот плавно переходит в кузов и становится цельным - вместо двух подъёмных боковин на рояльных петлях. Капот теперь открывается вверх-назад и поучает прозвище - «alligator hood» - аллигаторный капот.


Отсутствие украшений и орнаментов, острые формы заменены на округлые, более плавные, стекло и бетон пришли на смену дорогим натуральным, зачастую вычурным, материалам - всё это Стримлайн модерн. Реклама 1941 г.
Все эти стилистические решения вводились не одновременно - потребитель не любит резких новшеств. Во многом они появлялись благодаря техническому совершенствованию автомобилей того времени - внедрение независимой подвески передних колес позволило изменить компоновку внутреннего пространства автомобиля. Понизился уровень пола и сиденья, а широкие двери позволили отказаться от подножек. Ширина кузова стала достигать 147-157 сантиметров, что позволяло комфортно разместиться на переднем диване троим взрослым людям, а размещение задних сидений в пределах базы автомобиля не только позволяло комфортно располагаться задним пассажирам в модном стримлайновом фастбэке, но и снизить его общую высоту. Так Pontiac Streamline Torpedo 1941 модельного года имел высоту всего 165 сантиметров.


Вывеска в стиле стримлайн. Мемфис, Теннеси, 1943 год. Фото Уолтер Сандерс

40-е, америка, авто. красота, Америка, автоистория, авто. Америка, США, дизайн

Previous post Next post
Up