В январе мне повезло прожить неделю в окружении заполярного леса - на маленькой турбазе «Медвежий угол» в Мурманской области, на стыке озера, гор, леса и тундры. Вчера в поезде было много свободного времени и я наконец закончил фотоотчёт об этой поездке.
Полярная ночь на этой широте и в это время года выглядит так: около полудня небо начинает светлеть, как за полчаса до восхода, потом несколько часов светло, как в пасмурный день (солнце, конечно, не восходит - ночь же), а после обеда темнеет до «нормального» ночного вида.
Зима на Кольском полуострове в это время мягкая: ни разу не видел, чтобы столбик в термометре опускался ниже −15˚ C. Правда, для долгих прогулок на снегоходах стоит одеться потеплее. На мне были (изнутри-наружу) футболка, зимний комбинезон, вязанный свитер, лёгкий пуховик и выданный на базе тёплый пуховик. Впервые в жизни оказался в одежде, в которой можно 4 часа ничего не делать на морозе и не мёрзнуть!
На базе сытно кормили олениной, котлетами (из оленины), супом (из оленины), а на прогулках можно было перекусить бутербродами с колбасой (вы не поверите). Я плохо разбираюсь во вкусе мяса, но мне показалось, что оленина - это такая вкусная говядина.
Северное сияние увидеть не удалось - за неделю выдалась всего одна малооблачная ночь. Любопытно, но сами жители Севера считают, что полярное сияние появляется в морозы. На самом деле, никакой связи между свечением заряженных газов в ионосфере и погодой на отдельном клочке Земли нет. Возможно, заблуждение живёт, потому что безоблачные ночи обычно отличают антициклоны - когда как раз холодает.
Ворота в Сейдъявврь. Дальше - узкая межгорная котловина, в которой находится Сейдозеро.
Каждый второй вид будто сошёл с открытки. Вот исток реки Сейдъяврйок, соединяющей два больших озера.
Видны остатки старого подвесного моста, построенного полвека назад. На правом берегу зачем-то установлен большой православный крест. Разумеется, он находится в лучшем состоянии, чем мост.
Подошли к мосту по правому берегу. Красивые снежные острова на реке.
Обернёмся и посмотрим, откуда была сделана первая фотография.
Очень здорово мчаться на базу в вечернем полумраке, сквозь обступающий со всех сторон заснеженный лес.
В другой день наша группа поднялась на одну из гор Ловозёрских тундр. Подножия гор покрыты северным таёжным лесом, чуть выше начинается тундра, а на самом верху находится горная арктическая пустыня.
Встречающиеся в тундре небольшие деревца покрыты сантиметровым слоем инея.
К сожалению, погода не позволила сделать красивые панорамные фотографии окрестностей, зато я получил суровый северный лук.
Оленеводы живут, как у Христа за пазухой: проснулся утром 1 января, волков прогнал, достал подарок из-под ёлки, потом зачерпнул снега котелком - это будет утренний чай.
На самом деле, это фотография кухни, а спят здесь в обшитых металлом будках-времянках.
В пути караван снегоходов часто останавливается - проводник показывает что-нибудь интересное или рассказывает истории.
Километров пятьдесят от райцентра, «гостиница». Здесь можно согреться, попить чай и выспаться - а на утро проехать оставшиеся триста километров до следующего села. Ловозёрский район занимает чуть большую площадь, чем Московская область, но сёл здесь всего четыре: Ловозеро, Каневка, Краснощелье и Сосновка.
Шутники устанавливают в тундре автомобильные знаки, вроде «Обгон запрещён», но нам ни один не встретился. Рассказывают о том, как жители отдалённых сёл (то есть всех, кроме Ловозера) симулируют болезни, чтобы санитарный вертолёт бесплатно отвёз их на большую землю. Лучше не попадаться - стоимость ложного вызова: 160 000 руб.
Приятно, что турбаза - это не одно большое здание, где тебя всеми силами защищают от попадания на свежий воздух, а десяток разбросанных по лесу домов. Захотел в туалет - заодно воздухом подышал. Чтобы сходить в баню, нужно пройти метров сто и полюбоваться лесными видами. Вот и баня, кстати.
Это вежа, в которой я остановился. Снаружи она именно такая маленькая, какой кажется - в проём двери приходилось пролезать на корточках. Внутри двуспальная кровать, печь, стол и умывальник.
Можно перевести дух и согреться.
Хорошо, что в «Медвежьем углу» совсем немного мест для гостей - нет постоянного шума и непонятных физиономий. Все постояльцы легко помещаются на нескольких снегоходах.
В монотонности озёрного пейзажа тоже есть что-то привлекательное. Иногда можно себе позволить ехать не по укатанной колее (др-др-др-бымс), а по мягкому нетронутому снегу (пш-ш-ш-ш). Впрочем, стоит смотреть по сторонам, потому что в тёплые дни в нескольких местах дорога превращается в слякоть по колено - эти участки лучше объезжать.
Ютюб не врёт - снегоход может ездить по воде, главное жать на газ и не заваливаться на бок.
После снегопада на ветвях лежит столько снега, сколько они могут удержать. Почему-то, ни на одной фотографии это не выглядит так бело и красиво, как в жизни.
Подойдём поближе.
Наступило Рождество. Если снимать бенгальский огонь с пятисантиметрового расстояния, то лучше всего получаются красивые фотографии и кратеры на объективе, если он из пластика.
Полюбуемся напоследок.
Судя по фотографиям в интернете, летом здесь не менее здорово, чем зимой.