История развития и становления Никольского собора г. Кемерово
Церковь соборная, каменная святителя Николая Мирликийского Чудотворца (Никольский собор) находится в Кировском районе г. Кемерово по адресу: улица Гончарова, д.51.
О ныне действующей Никольской церкви есть предание, что в прошлом столетии некий зажиточный татарин, переплывая р. Томь, стал тонуть, и закричал: «Русский бог, спаси меня! Построю церковь!». Он доплыл до того места, где сейчас стоит Никольский храм. И свое обещание выполнил - построил храм в честь святителя Николая.
Первая деревянная однопрестольная Никольская церковь была построена в селе Усть-Искитимском (ныне г. Кемерово) в 1846 г., вторая - в 1890 - 1895 гг., в 1913 г. была расширена. Она была разрушена в конце 1919 г. красными партизанами. На прежнем месте в 1921 г. прихожане построили новый деревянный Никольский храм, занятый, по договору с местными властями, обновленцами.
Предположительно в 1928 г. на улице Гончарова староцерковной общиной тихоновцев была построена другая деревянная Никольская церковь, но и ее закрыли в 1939 г. Здание Никольской обновленческой церкви с 1935 г. приспособили под зерносклад, а сама община распалась в 1938 г. Только 14 мая 1945 г. после многочисленных настойчивых просьб приходу было возвращено это последнее здание церкви в бессрочное и бесплатное пользование.
Новым настоятелем стал протоиерей Симеон Сорокуз, проводивший службы вместе с иеромонахом Феодором. Большую роль в возвращении и возрождении храма сыграл в те годы церковный староста Василий Пономарев. После закрытия в 1959 г. в левобережной части города Кемерово Знаменской церкви главным храмом Кемеровского благочиния становится Никольская церковь. На долгие годы храм стал единственным пристанищем православных города. Часто менялись благочинные, не выдерживая жесткого давления и преследований со стороны властей. В памяти потомков навсегда сохранились имена клириков Никольской церкви тех лет: 1945 г. - о. Симеон Сорокуз, 1946 - 1948 гг. - о. Феодосий Борисов, 1948 - 1949 гг. - о. Иоанн Покровский, 1949 - 1950 гг. - о. Николай Юдин, 1950 - 1953 гг. - о. Константин Лукин, 1953 г. - о. Павел Грибанов, 1953 - 1956 гг. - о. Михаил Благовидов, 1956 - 1957 гг. - о. Владимир Малофейчик, 1957 - 1958 гг. - о. Михаил Соболев, 1958 - 1959 гг. - о. Василий Герасимчук, 1959 г. - о. Борис Запольский и о. Владимир Юнацкевич, 1960 г. - Прокопий Костенов, 1961 - 1966 гг. - о. Михаил Иванов. Бессменным настоятелем храма и благочинным с 30 июля 1966 г. является протоиерей Алексий Курлюта.
Родился о. Алексий 19 апреля 1931 г. в Гродненской области Белоруссии. В 1959 г. окончил Минскую духовную семинарию, где был рукоположен в 1957 г. в сан диакона, а затем иерея. Начинал церковную службу в Белорусской епархии, в 1959 - 1961 гг. был настоятелем Успенской церкви города Бийска, с 26 декабря 1961 г. по ноябрь 1964 г. - священником Вознесенской церкви города Белово, откуда переведен в г. Ачинск. А уже из Казанского прихода г. Ачинска он был переведен архиепископом Новосибирским и Барнаульским Павлом в г. Кемерово в Никольский храм. «Вот он, наш единственный в городе Кемерово и окрестностях, деревянный, запущенный, похожий больше на кузницу, многоступенчатый, с крестом на коньке крыши, храм. Сбоку его прилеплена ризница, а на двух невысоких столбах - небольшая колокольня. Маленькая кирпичная избушка - просфорня, здесь же, в ограде, деревянный домик-крестилка, в котором и бухгалтерия, и касса, и церковный совет, и сторожка. Все это обнесено низким, собранным из кирпича и штакетника забором. Еще в ограде старый рубленый колодец и противопожарный водоем под землей. Убогим был и внутренний вид нашего храма: низкие потолки зауженных пристроек, покосившиеся старые окна, неокрашенные и закопченные; местами висели клубы старых электрических проводов. Обогревался храм печным отоплением» - вспоминает о. Алексий. С большим трудом в 1970 г. о. Алексию Курлюта удалось добиться у кемеровских властей разрешения на реконструкцию обветшалого Никольского храма. В результате этого значительно увеличилась его площадь (на 64 кв. м), деревянные стены более чем наполовину заменены кирпичными, перестроена прачечная. При этом, несмотря на наличие согласованного с главным архитектором города проектом реконструкции, власти приказали снести уже построенную колокольню и не разрешили возвести купола церкви.
Весной 1971 г. в храме постлали полы, подключили отопление, покрасили потолки и разместили некоторые иконы. У новосибирского художника Н. Клюковкина были заранее заказаны большие иконы, располагающиеся на западной стене храма, по углам и между окнами. После штукатурки и покраски они были приклеены и обрамлены орнаментом. Был заново вызолочен московскими мастерами сусальным золотом на бордовом фоне иконостас Никольского храма, киоты святителя Николая, преподобного Симеона, что в храме, а также в алтаре, на горнем месте - иконы «Воскресения Спасителя», «Моление о Чаше», «Знамение Божией Матери». Так храм принял надлежащий ему вид. Для хора храма появился над входом балкон. В 1971 г. в храме из-за непогашенной свечи в кладовой случился пожар. Пожар был быстро и организованно потушен. В 1980 г. вместо деревянного крестильного храма постройки 1945 г. возвели новый каменный в честь Рождества Пресвятой Богородицы. На цокольном этаже обустроили просфорную, ризницу и кочегарку. В 1982 г. получили разрешение на вторичную реконструкцию храма. Заменили все его деревянные части, потолок сделали железобетонным. Был перестроен алтарь, сооружены восьмигранный купол и невысокая колокольня, сделана новая железная кровля. Со стороны р. Томь к зданию храма пристроили веранду для исповеди и панихид. К этому времени живописец Н. Клюковкин сошел с трудовой деятельности. Монахиня Агния, как могла, примитивно расписала крестильный храм и притвор Никольского храма. В Сибири в то время церковных художников не нашлось. Но через знакомых были найдены художники из семьи священника из Владимирской губернии. К ним примкнул один москвич-художник. Кто-то из них писал лики, кто-то одежду, кто-то орнаменты, кто-то работал с сусальным золотом и позолотой, а кто-то занимался лепкой. Через год, в престольный праздник святителя Николая, реконструированный храм был заново освящен архиепископом Новосибирским и Барнаульским Гедеоном в присутствии московских клириков: архимандрита Евлогия Смирнова, протоиерея Вадима Смирнова и духовенства Кемеровского благочиния. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена за №1943 от 12 декабря 1987 г. Никольскому храму было присвоено достоинство собора.
Еще в 1982 г. за большие труды в деле обустройства храмов Кузбасса протоиерей Алексий Курлюта был награжден правом ношения митры, в 1988 г. - почетным орденом кн. Владимира, а в 1993 г. - орденом преподобного Сергия Радонежского III степени. С образованием Кемеровской епархии протоиерей Алексий Курлюта являлся секретарем Епархиального управления. В сентябре 1993 г. собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Обустройство прихода продолжалось. В 1994 г. было сооружено новое двухэтажное каменное здание воскресной школы, где временно размещались кабинет правящего архиерея и управление Кемеровской епархии, а также церковная библиотека. В 1995 г. проведена покраска наружных стен собора и крестильного храма, перестелены полы, отреставрированы росписи в основном храме. Большую помощь в реконструкции храма, в работе воскресной школы и церковного хора оказывает супруга настоятеля, матушка Ирина Курлюта.
В разные годы в Никольском соборе служили протоиереями - Иоанн Питюк, Михаил Михайловский, Иоанн Случин; священниками - Леонид Брыскин, Сергий Стуров, Евгений Фролов, Александр Шереметьев, Вячеслав Дылевский, Тарасий Добровольский, Владимир Курлюта, Павел Дергунов, Любомир Крохтяк, Александр Кудристенко; дьяконами - Иаков Бохонский, Николай Гомзяк, Евгений Калинин, Виктор Коньков, протодиаконом Алексий Вылегжанин, игуменом Роман (Жеребцов); псаломщиками - Григорий Подкопаев, Петр Рабко, Виталий Бочкарев. Заштатными церковнослужителями были протоиереи - Виктор Перетолчин, Михаил Благовидов; священники - Николай Василевич, Александр Атапин, Прокопий Костенов. Причт Никольского собора в 1996 г. состоял из 4-х священников, 2-х диаконов и псаломщицы. До 2006 г. при соборе несли послушание несколько монахинь.
В настоящее время состав причта таков: настоятель собора митрофорный протоиерей Алексий Курлюта, руководитель епархиального отдела по архитектуре и строительству иерей Михаил Смирнов, штатный священнослужитель иерей Павел Бересневич, штатный священнослужитель Михаил Чичик, диакон Дионисий Скворцов, регент А.В. Пудзьва, псаломщики: Е.Д. Станичук. Как и всякий собор, Никольский храм имеет свои святыни: источник великомученика и целителя Пантелеимона в деревне Красной города Кемерово, икону «Знамение Божией Матери» в киоте у правого клироса собора, мощевик 12 апостолов, частицы мощей святителя Иоанна Тобольского, священномученика Владимира митрополита Киевского и Галицкого, святителя Филарета Московского, благоверной Иулиании княжны Ольшанской, святителя Григория Богослова, Тихона Московского, архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. В декабре 2008 года Кемеровская и Новокузнецкая епархия получила в дар от итальянских католиков частицу великой святыни: в Знаменский кафедральный собор были доставлены из Венеции мощи святителя Николая Чудотворца. Накануне престольного праздника в Никольском соборе состоялось архиерейское богослужение, в ходе которого Преосвященнейший Аристарх, епископ Кемеровский и Новокузнецкий, передал мощи Николая Чудотворца настоятелю собора Алексию Курлюта для постоянного пребывания.
12 июля 2007 года настоятель Никольского собора митрофорный протоиерей Алексий Курлюта отметил 50-летний юбилей служений РПЦ. Никольский собор вместе с настоятелем о. Алексием до сих пор для многих христиан является живой легендой вроде бы не далекого, но страшного времени. По-прежнему все ставленники Кемеровской и Новокузнецкой епархии проходят через церковь святителя Николая и мудрое испытание о. Алексия. Много изменилось за 15 лет, которые существует Кемеровская и Новокузнецкая епархия, но нет ни одного священнослужителя, да наверно и мирянина, которые бы не знали о Никольском соборе. Довольно много построено храмов, однако, многие христиане с разных концов города приезжают именно к Николаю Угоднику, ощущая в нем необыкновенную намоленность и уют. «Вот и любят наши православные кемеровчане свой Никольский собор, потому что пережили горести и радости с ним, добивались, строили, украшали, жертвовали, молились и о себе, и об ушедших в вечность родных и близких. И дорогой наш святитель и угодник Божий Николай всегда будет с нами» - с любовью говорит о. Алексий.